Подсчет разбитых полков — статья Дины Годер в «Московских новостях»

В Суздале начался XVII Открытый российский фестиваль анимационного кино — главный и самый большой профессиональный смотр отечественных мультфильмов.

В этом году у суздальского фестиваля две особенности. Во-первых, 2012 год объявлен годом столетия российской анимации. Отсчет ведется от фильма «Прекрасная Люканида» — пародийно-рыцарской картины из жизни жуков, снятой Владиславом Старевичем. За право считать Старевича своим, с российской анимацией спорит польская (он был поляком) и французская (после революции он эмигрировал во Францию, где и прожил остаток жизни). Кроме того, «Люканида» не была по-настоящему первым анимационным фильмом в России, до нее и сам Старевич делал свои пробные картины, а несколько лет назад обнаружено множество отрывков кукольной анимации, снятых балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым еще в 1906-м, до того, как сняли свои мультфильмы мировые пионеры анимации. Но факт есть факт: фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Старевич снял в Москве на студии Ханжонкова, и он не остался где-то среди лабораторных экспериментов, а вышел в прокат, поразив и российских, и зарубежных зрителей, не желающих верить, что это анимация, а не дрессированные насекомые.

В связи со столетием российской анимации (на празднование которой обещано выделить немалые деньги, а значит, нас ожидают в этом году и многочисленные помпезно-юбилейные мероприятия, и непафосные долгожданные, вроде выпуска книг, дисков, переоборудования киношкол и т.д.) на фестивале будут оглашены результаты профессионального рейтинга «Золотая сотня». Сто профессионалов анимации — режиссеры, художники, критики — представили собственные сотни лучших российских мультфильмов за сто лет анимации. По их результатам был составлен профессиональный рейтинг, подобный тому, какой регулярно и в национальных, и в мировых масштабах составляют за рубежом (так, в 1984 году лучшим фильмов всех времен и народов была признана «Сказка сказок» Юрия Норштейна, а в 2003-м его же «Ежик в тумане»). Сама «Золотая сотня» в алфавитном порядке уже опубликована, но кто станет ее лидером, мы узнаем только на суздальском фестивале, и судя по тому, что победителю обещан шикарный сертификат, это будет фильм не Старевича или Иванова-Вано, а кого-то из ныне живущих авторов. К этому же событию приурочены показы специальных поздравительных фильмов разных студий и юбилейного клипа-нарезки из всей «Золотой сотни».

Вторая важная особенность нынешнего суздальского фестиваля состоит в том, что это первое большое профессиональное собрание после летних обещаний премьер-министра озолотить нашу анимацию. С тех пор много чего успело случиться: с одной стороны, на анимационные конкурсы Фонда кино и Минкульта перечислены полмиллиарда рублей и деньги розданы. С другой — в анимационной среде стал зреть тихий бунт, поскольку ни копейки этих денег до авторской анимации не дошли (а в Суздале собираются прежде всего ее представители). Кроме того, за прошедшие полгода анимационное сообщество пыталось самоорганизоваться, и на фестивале пройдет первое собрание Ассоциации анимационного кино России, возможно, именно ААК и сможет в дальнейшем как-то поднимать и регулировать нищую жизнь отечественной мультиндустрии.

Что касается других событий, представляющих интерес, это III международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат», где будет много любопытного, включая сценарные мастер-классы, в частности лучшего нашего анимационного сценариста Алексея Лебедева («Смешарики»). Будет награждение победителей конкурса аниматоров этого года (важная вещь, поскольку именно нехватка профессиональных аниматоров — главная беда нашей мультиндустрии) и впервые проходившего конкурса флипбуков (книжечек, где, листая 75 страниц-кадров, получаешь мультфильм).

Но главное, конечно, конкурс, много значащий в отечественной табели о рангах нашей анимации. Конкурс, дополненный традиционным профессиональным рейтингом, попадание в топ которого для участников фестиваля чуть ли не важнее, чем призы жюри. Итак, в этом году будет показано около 12 часов конкурсной анимации — 95 картин, из которых 29 короткометражных авторских фильмов, десять дебютов, 24 студенческие ленты, 13 роликов прикладной анимации и 19 частей сериалов. Всего селекционная комиссия в этом году отсмотрела 119 фильмов. (Для сравнения: в прошлом году в дирекцию фестиваля было прислано 160 фильмов; в конкурсную программу отобрано 77 фильмов, а общее время показа составило те же 12 часов новейшей анимации). Надо заметить, что при общем падении количества фильмов, присланных на смотр, отчего главный конкурс напоминает подсчет разбитых полков (следствие безденежья, начавшегося несколько лет назад), общий объем показа держится за счет резкого увеличения числа студенческий фильмов, которые с каждым годом становятся все интереснее. Что до самого кино, то нынешний фестиваль, несмотря на то что часть новых фильмов профессионалам уже известна, обещает много сюрпризов: например, хранившуюся в секрете из-за поездки на Берлинале лирическую картину «Мать и сын» редко снимающего Андрея Ушакова или фильм «Чайковский. Элегия», снятый в цикле Ирины Марголиной о композиторах гениальным английским кукольником и сценографом Барри Первзом.

Автор: Дина Годер

Первоисточник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes