Мария Терещенко: Я знаю сто мультфильмов

Маша Терещенко написала грустную колонку про школьные списки мультфильмов.

В последние недели Интернет обсуждает списки фильмов и мультфильмов, рекомендованных для просмотра школьникам. Аниматоры и поклонники анимации принимают в этих разговорах активное участие, сначала с возмущениями по поводу отсутствия мультфильмов в главной сотне, а потом с радостными добавлениями к полусотне Зотова-Назарова-Бардина, к которой, впрочем, Назаров и Бардин, как выяснилось позже, отношения имели мало.

 

Я знаю сто мультфильмов
История эта так и просится в мою колонку. Важное вроде бы решается событие: будут или не будут наши младшеклассники изучать в школе мультфильмы, и надо бы тут высказать свое (может, и не очень авторитетное, но иногда замечаемое кем-то) мнение. Но — позор на мою «седую голову» — я прям и не знаю, что сказать, с какой бы такой стороны подойти к этому разговору-обсуждению, вроде бы и важному, но до невозможности абсурдному.

Наша школа (как и в целом система образования) в последние годы, мягко говоря, не радует. Я не буду сейчас перечислять ее проблемы, ибо эта колонка не про школу, а про мультфильмы, но, думаю, о них наслышаны даже те взрослые, у которых нет детей или внуков школьного возраста. В такой ситуации вводить пусть даже самый распрекрасный факультатив — то же, что ставить милую вазочку в полуразрушенную квартиру, где со стен свисают клочья обоев. А тут мало что поставили, так еще ходят по двору и всем рассказывают об этой великолепной, нужной и полезной вазочке, которая призвана стать чуть ли не главным украшением дома (просто-таки любимым предметом после физкультуры).

 

Я знаю сто мультфильмов
Но и вазочка-то, вазочка — тоже странная, если всмотреться. Что это за новый такой предмет «сто лучших фильмов»? Как он устроен-то будет? Разумеется, ни о какой программе речи нет. Более того, нет речи и о том, чтобы брать под этот факультатив специальных преподавателей, которые разбираются в кино. По понятным причинам: даже если все школы поголовно выделят ставку под такого специалиста, вряд ли у нас найдется достаточное количество киноведов, рвущихся преподавать в школах свою науку. Сами составители и инициаторы списков это понимают, а потому министр культуры гордо предлагает, чтобы уроки эти вели сами учителя: учитель истории мог бы рассказать про фильм «Александр Невский», а учитель литературы — про «Анну Каренину» или «Войну и мир». Перефразируя министра, в анимационном сообществе уже пошутили, что на анимационных уроках учителя ИЗО могли бы рассказывать об изобразительном строе фильма, а преподаватели физкультуры объяснять механику движения.
Лично меня не меньше волнует вопрос, почему именно сто фильмов были рекомендованы школам (анонимный источник в Кремле, комментируя инициативу Зотова, предложил и его список мультфильмов довести до ста). Мы о чем? О топе из глянцевого журнала, где круглые цифры дороже нормальной логики, или все же о школьной программе? Так и представляются новые школьные предметы вроде «100 лучших русских стихотворений», «100 самых важных математических формул», «100 животных» и, конечно же, «100 важнейших правил русского языка».

 

Я знаю сто мультфильмов
На мой взгляд, любой обучающий курс, должен как бы предлагать ученику гарантию, что после вдумчивого его изучения, он будет иметь определенный уровень знания по предмету. Что мультфильмы первостепенной важности (например, «Ежик в тумане», «Месть кинематографического оператора», «Снежная королева», «Каникулы Бонифация» и пр.) на этих уроках посмотрят и обсудят в деталях, мультфильмы чуть менее значимые посмотрят и обсудят в общих чертах, мультфильмы, иллюстрирующие те же тенденции, которые обсуждались в первых двух случаях, просто посмотрят, а еще некоторые, второстепенные, зададут на дом для просмотра, и плюс к этому дадут список тех мультфильмов, которые могут посмотреть при желании наиболее заинтересованные ученики. Таким образом, с некоторыми вариациями, строятся обычно искусствоведческие курсы. И несомненно, если вдруг речь зайдет об увеличении оных в школе, я первая обеими руками проголосую «за».

 

Я знаю сто мультфильмов
Но предложенный факультатив «100 фильмов», на котором учитель истории будет рассказывать про «Александра Невского», а про «Ежика в тумане», очевидно, биолог или учитель природоведения, на мой взгляд, вообще ни на что не похож.

Ласт, бат нот лист: волнует меня и то, может ли в принципе сегодняшняя школа привить ребенку любовь к чему бы то ни было. Мне сложно представить, что было бы, если бы русскую классику в школах не изучали, но есть такое чувство, что молодежь вряд ли любила бы ее меньше и знала бы ее хуже. Обязаловка и в принципе способна отвратить детей от чего угодно, даже от мультфильмов. А уж школьная обязаловка и подавно.

 

Я знаю сто мультфильмов
Примерно такие рассуждения возникают в голове, когда я слышу про эти списки. И в основном даже не всматриваюсь в их состав (любая программа имеет свои недостатки, в конце концов), а гадаю, почему множество вроде бы занятых и, как я смею надеяться, не самых глупых людей, воодушевленно взялись за такое странное дело. Не иначе, как в детство впали. Помните, игра такая была: мячиком об асфальт стучишь и приговариваешь «я знаю пять имен девочек», «я знаю пять имен мальчиков», «я знаю пять растений на букву «м»», «я знаю 100 мультфильмов для просмотра в школах»…

И постепенно прихожу к выводу, что смысл взрослой игры по составлению кино-списков очень похож на смысл приведенной детской забавы. Это, в сущности, тренировка памяти.

 

Я знаю сто мультфильмов
Как известно, в древние времена мифы начинали записывать, когда переставали в них верить. Пока составляющие мифа оставались активной частью жизни, в фиксации не было нужды, и только потом, боясь забыть то, что некогда было важно, люди фиксировали мифы «на бумаге». Похожее явление мы наблюдаем и сейчас. Эти списки фильмов и мультфильмов, которые все с такой ажитацией принялись составлять и корректировать, подобны «узелкам на память» впадающих в забытье невротиков. Ведь так не хочется забывать Тарковского и Эйзенштейна, Атаманова и Качанова… И не важно, будут ли факультативы, и будут ли учителя биологии рассказывать о специфике поведения львов во время каникул. Важно успеть записать и отдаться слабой надежде, что однажды далекие потомки наткнуться на эти «сотни» и проведут археологические раскопки в поисках нашего культурного пласта.

 

Я знаю сто мультфильмов
Шутки-шутками, но я, как и другие, не знаю рецепта от этой печали. Это всегда грустно, когда культурные ценности теряют актуальность, забываются, уходят в прошлое. Это тем более грустно, если с этими произведениями связаны наши личные воспоминания, впечатления, эмоции. Но если и можно удержать предыдущие культурные слои в живой народной памяти, то определенно не при помощи золотых министерских сотен. Для этого нужны куда более серьезные и вдумчивые усилия.

Мария ТЕРЕЩЕНКО

Источник: Кино-Театр.ру

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes