Мария Костюкевич: Российская анимация в шкатулке с секретом

ikar

На сайте Союза кинематографистов выложена pdf-версия газеты «СК-Новости», в которой вышла статья Марии Костюкевич о прошедшей 8 апреля церемонии вручения анимационной премии «Икар». С цитатами Сергея Капкова, Игоря Ковалева и Константина Бронзита, а также небольшим интервью с Владимиром Зуйковым. Публикую текст ниже

8 апреля, в День российской анимации, в Культурном центре ЗИЛ состоялась церемония награждения лучших фильмов и их создателей Национальной анимационной премией «Икар». К слову «церемония» можно смело добавить «традиционная», поскольку «Икару» пошел второй год. И столь же доброй традицией премии становится сочетание в ней двух важнейших моментов: поддержки авангарда анимации и восхищение мастерством своих учителей-предшественников.

В прошлом году, на презентации «Икара», основной темой церемонии стал мультфильм Федора Савельевича Хитрука «Икар и мудрецы», главный герой которого – мечтатель, поднявшийся над толпой наперекор общественному мнению и здравому смыслу, – выбран символом премии. В этот раз собравшееся в зале анимационное сообщество погрузили в атмосферу мультфильма «Шкатулка с секретом» (реж. Валерий Угаров) – яркого, необычного мюзикла, сорок лет назад заявившего себя как «наш ответ» битловской «Желтой подводной лодке».

Художественный руководитель «Икара» Сергей Капков: «Нам захотелось напомнить об одном из шедевров отечественной анимации, где сошлось очень много непривычного для нас – изобразительное решение, музыка, тексты, да и вообще смелость подачи материала. Намекнуть на то, что пора бы уже нынешним аниматорам так же талантливо экспериментировать, подстегивать и себя, и зрителей. Кроме того, анимацию вполне можно сравнить с музыкальной шкатулкой. Внешне она красивая, притягательная, все кажется простым и легким, а вот что там внутри? Как это волшебство работает? Секрет знают только настоящие мастера, которых мы и награждаем на «Икаре».

Ожившие с помощью проекторов (и студентов школы Scream School) шестеренки и молоточки задорно постукивали по стенам зала, в то время как ведущие церемонии Сергей Капков и выпускница ВГИК Вика Привалова практически разыграли «Шкатулку», примерив на себя изысканные камзолы мультперсонажей. К счастью, в отличие от истории, рассказанной в фильме, современная «шкатулка» обошлась без поломок: каждую из тринадцати номинаций подробно рассмотрели и оценили члены экспертного совета премии, куда вошли известные анимационные режиссеры, художники, драматурги и композиторы.

Лауреатом самой почетной номинации, «Мастер», стал заслуженный художник России Владимир Зуйков, один из создателей экранного образа Винни-Пуха, художник-постановщик мультфильмов «Икар и мудрецы», «Халиф-аист», «Королевский бутерброд», «Фильм, фильм, фильм», той самой «Шкатулки с секретом» и многих других. Сегодня Владимир Николаевич заведует кафедрой анимации и мультимедиа во ВГИК, работает над собственным фильмом.

Чему мы учим студентов? Я все время думаю над этой темой, ‒ рассуждает художник. ‒ Прежде всего нужно научить их фантазировать, придумывать. Они обязательно должны уметь рисовать. Но академический рисунок им абсолютно не нужен. Рисовать каждый должен по-своему. Индивидуальность проявляется в своеобразии каждого художника, дает каждый раз новый результат и новое видение предмета, которым мы занимаемся. Нужно научить их мыслить, причем в системе именно этого вида искусства.

— Помогают ли вам студенты снимать кино?

Мой рисунок ближе всего к греческой вазописи, а рисовать так очень трудно. И это только начало работы. Еще нужно «услышать» музыку. Хочу использовать современный балет, потому что он дает возможность выразить то, что не получается в системе Петипа. А в анимации герои могут в пространстве экрана двигаться как угодно, могут летать. Сейчас, в 80 лет, наступило время, когда мне все это стало интересно.

— Владимир Николаевич, вы создали много фильмов с Федором Хитруком. Расскажите, как вам работалось вместе. Часто приходилось преодолевать трудности?

Преодолевать приходилось, потому что студия была фабрикой и нужно было успеть в срок сделать кино. Мне хотелось нарисовать персонаж, с одной стороны, интересно, с другой – необычно. Для этого требовалось использовать разные живописные приемы – по профессии я все-таки художник. А Хитрук не давал, говорил: «Так мы никогда не сделаем фильм». Но постепенно его удалось переубедить. Он прислушивался к тому, что выдумывает художник. Говорил мне: «Я не художник, я ‒ аниматор. Художник – вы. Вы должны придумать, как это выглядит в кино. А я буду делать по-вашему плану как аниматор, как режиссер ‒ разыгрывать мизансцены».
Вообще, я очень часто хотел сбежать из кино, потому что больше чувствовал себя станковым художником. Но постепенно вошел в это искусство, а сейчас так привык, что получаю от него удовольствие.

На церемонии вручения наград «Икара» состоялась премьера нового музыкального «джема» – анимационного капустника, над которым работали двадцать шесть режиссеров из двенадцати городов мира. Первый клип – «Совы нежные» ‒ за год обрел популярность в сети и даже номинировался на премию «НИКА». В нынешнем «Попкорне», снятом по популярной в 70-80-е годы мелодии Гершона Кингсли (композитор оставил видео-обращение к зрителям), участвовали как отечественные аниматоры, так и, например, лауреат премии «Оскар», американка Джан Грац, канадский болгарин Теодор Ушев, целая группа из Индии во главе с Сурешем Эриятом и швейцарка Изабель Фавэ. Эпизоды получились забавные и немного сумасшедшие. Кстати, именно под эту мелодию на советском телевидении когда-то проходил розыгрыш «Спортлото» и ею же была украшена одна из серий «Ну, погоди!».

Маленький секрет: в следующем году, в честь 105-летия отечественной анимации, должен увидеть свет еще один «джем», музыку к которому уже записал Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки.

Наибольшее количество наград ожидаемо и заслуженно получил фильм Игоря Ковалева «До любви» ‒ мощный по режиссуре, стильный по графике, оставляющий после просмотра терпкое послевкусие и желание говорить и говорить об этом странном и притягательном кино.

Когда я придумываю сюжет, он у меня очень простой. Кристальный, – признается Игорь Ковалев. – Но я сразу начинаю думать, что мне надо показать, а что – нет, где сделать временные перебивки. Я хочу снять так, чтобы зритель неоднозначно считывал этот сюжет. Для меня всегда большой комплимент, я горжусь, когда люди начинают говорить между собой: «Я этот фильм понял так, я считал (в смысле считываемости) его вот так». А другой говорит: «Нет, я считал это по-другому». Все, у меня сразу мурашки по телу: это именно то, чего я добивался. Кино, литература, изобразительное искусство для меня являются высокими, если они по-разному считываются и додумываются зрителями. Мне не интересно смотреть фильм второй раз, если в нем нет загадки. Любимую книгу, фильм я могу перечитывать, пересматривать несколько раз, и каждый раз я вижу там что-то новое. Выстраиваю для себя какой-то мир и драматургию не сразу. Вот к чему я стремлюсь; если я этого достиг, то я счастлив.

Другой фаворит по числу номинаций премии – философское и тонкое кино Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе» – было отмечено в категории «Композитор»: работавший над фильмом Андрей Семенов сочинил и записал музыку с настоящим симфоническим оркестром.

Еще одну статуэтку, в номинации «Аниматор», пришлось разделить на всех – свою руку к «Хижине» приложила целая группа опытных профессионалов-аниматоров: Степан Бирюков, Светлана Зимина, Татьяна Киселева и Татьяна Подгорская. Очень радостно, что в этом году в номинации «Актер» были представлены блистательные мастера экрана и сцены Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Сергей Дрейден, Юлия Рутберг. В анимацию вновь пришли большие драматические артисты.

Остается добавить, что создание премии инициировано дирекцией Открытого российского фестиваля анимационного кино, а ее соучредителями стали Ассоциация анимационного кино и Союз кинематографистов России.

Режиссер Константин Бронзит, вручавший одну из статуэток «Икара», напутствовал начинающих аниматоров, а их в зале было немало:
Молодые! Не бойтесь показывать свое кино и искать критичное слово. Вы будете взрослеть. Мужайтесь. Это будет ваше психологическое взросление.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes