Винни-Пуха и Пятачка атакуют аукционные «блохи»

Несколько дней назад я рассказывал про странный лот на аукционе «Совком». «Оригинальный рисунок» с Винни-Пухом и Пятачком был столь оригинален, что я не выдержал и решил в нем разобраться. От разборок стало очень весело и грустно одновременно. Похоже, теперь нужна помощь широкой общественности.

Коротко — о сути вопроса. На аукцион, который пройдет 21 ноября, был выставлен лот, названный как «Оригинальный рисунок к мультфильму «Винни Пух»». Датирован предмет был 1969 годом. То есть был строго привязан к первому фильму Федора Савельевича Хитрука про похождения милновского медвежонка.

Размер (26 на 32 сантиметра), материал (бумага, целлулоид) и «смешанная» техника предмета сразу навели на мысль, что это — фаза движения, а не эскизный рисунок. Но изображение на фазе было столь странным и деформированным, что диву даешься. Пропорции героев совершенно не выверены. Дизайн персонажей не совпадает с реализованными в картине.

Пришлось пересмотреть фильмы в поисках похожей мизансцены, вспомнить подготовку к выставке Хитрука, поднять архив режиссера, в котором сохранились первичные наброски персонажей, созданные художниками-постановщиками Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым. Ничего не помогало подтвердить статус предмета как фазы из созданных фильмов или фазы-пробы с «поисками» героев. Не было похожих компоновок, эскизов и иных материалов. Пришлось обращаться к мэтрам.

Именно Эдуард Васильевич Назаров и Владимир Николаевич Зуйков являются создателями образов Винни-Пуха и Пятачка в фильмах Хитрука. И в качестве худ-постов всех трех фильмов о Винни-Пухе (1969, 1971 и 1972 годов) они контролировали работу цехов и пропускали через свою приемку все уже залитые и готовые к съемкам фазы.

Так вот. Назаров и Зуйков, точно не сговариваясь и совершенно независимо друг от друга, в среду ознакомились с фотографией «оригинального рисунка» и заявили, что это — подделка и фальшивка. То есть это предмет, никоим образом не относящийся к созданным фильмам о Винни-Пухе. Эдуард Васильевич Назаров даже позвонил в «Совком», заявил протест и потребовал снять лот с торгов.

В четверг уже я, как планировал еще на прошлой неделе, приехал в галерею аукционного дома, чтобы воочию поглядеть на удивительный экспонат. Обычный целлулоидный лист, пробитые дырки для штифтов, стоит номер фазы — 22. Можно было бы не озаботиться аутентичностью предмета, если бы не изображение, которое, все-таки, совершенно деструктивно препарирует известных героев. Неудивительны возражения художников на этот счет.

Аукционисты выслушали мои суждения и возражения, но отказались снять лот с торгов, взамен предложив просто убрать датировку предмета и любые сведения, указывающие принадлежность данного лота к конкретному фильму или авторам. Каталог аукциона, правда, уже издан, но хотя бы на сайте.

Я возразил. Ведь на листе изображены узнаваемые персонажи, права на образы которых полностью принадлежат художникам-постановщикам. Так что, если мы начинаем сомневаться с сущности предмета с точки зрения его принадлежности к фильмам Хитрука и просто говорим о том, что кто-то неведомый непонятно когда взял и нарисовал известных персонажей на целлулоиде, а потом решил выставить их на аукцион, то мы вопиюще нарушаем авторские права Назарова и Зукова на эти персонажи!!!

Получается, любой из нас может нарисовать Винни-Пуха, Ежика, Бременских музыкантов или Карлсона, а «Совком» готов будет это торгануть без упоминания художника-постановщика, придумавшего оригинального персонажа. Уму непостижимо, думал я.

В общем, я все это высказал аукциону, и поехал по своим делам, параллельно созваниваясь с Эдуардом Васильевичем и Владимиром Николаевичем и ставя их в курс дела.

В какой-то момент мне удалось выйти в интернет, и я увидел, что «Совком» действительно немного поменял описание предмета на сайте. Но как! Описание стало звучать как «Оригинальный рисунок персонажей из мультфильма «Винни Пух»». Отличий практически нет, только аукцион теперь еще более четко нарушает авторские права художников на персонажи. А датировка — знаете как она изменена? На «1960-е годы»!!! То есть, этот лот — не просто «оригинальный рисунок», а как будто неведомый доселе пре-эскиз знаменитый героев. При этом стартовая цена на «неведомых зверушек» как была заявлена в диапазоне 20-40 тысяч рублей, так и осталась.

В это десятилетие, кроме фильма Хитрука в 1969 году, больше не было ни одной картины с данными персонажами. И если аукцион такой трансформацией описания хотел «отвязать» лот от конкретных фильмов, то эта неуклюжая попытка оказалась неудачной. Лишь стало понятно, что сотрудники «Совкома» совершенно плавают в предмете анимации и киноискусства.

Увидев эти «1960-е годы», я не выдержал и заставил художников соединить меня со своим адвокатом. Это еще хорошо, что у Эдуарда Васильевича и Владимира Николаевича он есть (если бы не было, то все было бы намного сложнее)! Может, формальные обращения от юристов немного образумят аукцион.

Как мне рассказали знакомые, за рубежом бывают случаи, что на мелких аукционах или барахолках встречаются копии и реплики известных комиксов, иллюстраций и графики популярных авторов. Но чтобы уважаемый аукционный дом «Совком» стал похожим на «блошиный рынок» и решил пустить на торги лот, копийный по своей сути? Удивительно и непостижимо.

И, конечно, мне совершенно непонятно, как могут аукционисты не прислушиваться к окрикам самих художников? К их аргументированным и обоснованным протестам?

Надеюсь, что этот случай закончится теперь единственно адекватным образом — снятием лота с торгов. Как это уже было год назад, когда на том же «Совкоме» из-за невнятной атрибуции мы вынуждены были защищать интересы Леонида Ароновича Шварцмана и снимать куклы Чебурашки и Крокодила Гены с участия в аукционе. Тогда справедливость восторжествовала. Надеюсь, сейчас это также произойдет.

Иначе «Совком» лишний раз докажет, что окружающая нас реальность — это лишь настоящий Абсурд. Но мне не хочется в это верить. А хочется верить в адекватность уважаемого аукциона.

Прошу всех ценителей анимации помочь в репосте этого сюжета. Хочется научить отдельно взятый аукцион прислушиваться к мнению знаменитых и уважаемых мэтров российской анимации!

Паша Шведов

P.S.: Когда идут выставки или любые открытые мероприятия, на которых представлены эскизы и рабочие материалы к фильмам, то всегда происходит аутентификация и атрибуция предметов. Иногда их изучение может занимать длительное время. И даже после подъема всех архивов, очных ставок с создателями и иных действий существует вероятность ошибок и неизвестностей. В общем, атрибуция — это сложное дело. Тем более, если вы эту вещь хотите продавать на аукционе. И главная проблема в описанном случае — не проблема фальшивок-подделок, а, скорее всего, неверная атрибуция предмета и полное игнорирование протестов художников персонажей. Удивительно, что некоторые аукционные дома готовы идти на подобные репутационные издержки, а не пытаются досконально изучить лот перед тем, как выставить его на публичные торги.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes