Анимация на аукционных торгах

В Москве прошел аукцион графики, на котором впервые для российских торгов был выделен отдельный блок анимации. Анимация на аукционе выступила хорошо.

Галерея «Литкабинет», организовавшая торги, ранее уже обращала внимание на анимационное искусство. Но предметом интереса галеристов была преимущественно сериальная американская анимация.

За последние несколько лет в самой галерее и аукционах, которые проходили под началом «Литкабинета», можно было купить фазы движения к «Настоящим охотникам за привидениями», «Розовой пантере», диснеевским «Винни-Пуху» и «Питеру Пэну». И если для американского рынка эти предметы являются обычными, то в московском арт-мире мне неизвестны иные случаи обращения к подобным пластам.

Начав знакомить московских любителей графики с анимацией в принципе, владельцы «Литкабинета» задумались о советской и российской анимации. Действительно, в нашей стране существует огромное количество первостатейных художников, успешно реализовавших себя в анимации, но не слишком известных в широких кругах коллекционеров живописи и графики.

Собственно, состоявшийся 9 ноября аукцион получился первым подходом к снаряду. Подходом очень успешным и во многом показательным.

Всего на торги было выставлено 156 лотов разнообразнейшей графики. Это и книжные иллюстрации, и газетные и журнальные карикатуры, и комиксы. Анимация и диафильм заняли треть позиций — 52 лота. И именно мультфильмами торги и открылись.

Первым пошел Михаил Алдашин и фазы движения к его фильмам «Рождество» и «Другая сторона». Четыре лота ушли к новым владельцам по 2500 рублей каждый.

Кстати, открывающие торги работы знаменуют собой одну из самых больших дилемм авторства в классической целлулоидной анимации. Вот кто является автором конкретной фазы движения – художник-постановщик, контуровщик, заливщик или, может, прорисовщик? Или все эти персоны сразу?

В музейной практике заведено не давать строгого авторства подобным материалам. Отмечается лишь принадлежность к фильму такого-то режиссера и такого-то художника-постановщика. На этом строгая атрибуция практически останавливается.

Но это имеет смысл, если мы держим в руках материал к старому фильму, и создатели картины уже не с нами. А если идет речь о современной или относительно недавно созданной работе, то, при особом желании художника или владельца, ее можно привязать к конкретному человеку. Но это фактически условное авторство, своеобразная привязка к «школе-мастерской» определенного художника.

Так вот. Фазы движения и к «Рождеству», и к «Другой стороне» были строго привязаны к Михаилу Алдашину. Собственно, сам Алдашин и предоставил эти работы на аукцион. При этом, например, на «Рождестве» художником-постановщиком была также и Зоя Трофимова, про которую в контексте представленных работ не было упомянуто ни слова. Может быть, действительно, Михаил Алдашин и Зоя Трофимова четко разделяют ответственность за художественный мир фильма и могут придать работах четкое авторство. По крайней мере, в великом тандеме Винокурова и Шварцмана такой водораздел возможен.

Следом за Алдашиным шли девять лотов авторства Алексея Демина. Это были замечательные фазы движения и эскизы к фильмам «Кошки под дождем», «Тихая история», «Праздник для слонов» и другим. Продалось больше половины по 2500-4500 рублей за лист.

Алексей Демин. Эскиз к фильму "Кошки под дождем". Фото: Галерея "Литкабинет"

Алексей Демин. Эскиз к анимационному фильму "Кошки под дождем". Фото: галерея "Литкабинет".

Фото: Галерея "Литкабинет"

Особенно мне понравились эскизы к эпизоду анимационного цикла «Optimus Mundus». Этот раритетный фильм я недавно показывал в кинотеатре «Звезда». И одним из лучших эпизодов фильма является «Московские цари» Демина и Алдашина.

Целых одиннадцать лотов представил на аукцион Валентин Ольшванг. Восхитительные сцены к «Со вечора дождик» ушли с молотка за 15-19 тысяч рублей каждая. Сцены к «Розовой кукле» были оценены коллекционерами немного дешевле – в 5,5-8 тысяч рублей. Фазы движения к «Со вечора дождик» и «Про раков» продались за 1-2 тысячи рублей каждая.

Главным лотом от Валентина Ольшванга стал эскиз к заставке передачи «Спокойной ночи, малыши», режиссером которой был Юрий Норштейн. Этот эскиз был продан за 27 тысяч рублей.

Когда ко мне обращаются с просьбами собрать выставку или помочь в проведении какого-нибудь анимационного мероприятия, то каждое второе … нет, вру, третье обращение связано с Юрием Норштейном и «Ежиком сказок». Вот и на аукционе не обошлось без ежиков и узелков.

Два рисунка «Ежик с узелком» и «Ежик на бревнышке» были предварительно оценены в 18-25 тысяч рублей. Но за каждый из них разгорелась нешуточная борьба. В итоге, узелковый ежик ушел за 33 тысячи рублей, а бревнышковый – за 63 тысячи рублей. Рисунки с подписью Юрия Норштейна были созданы в 2012 году и предоставлены на аукцион лично автором.

У других старых мастеров аукционная судьба оказалась не столь завидной. Например, из шести лотов, авторизованных как рабочие эскизы Светозара Русакова и сцены к «Ну, погоди», был продан лишь один (если не ошибаюсь, за 30 тысяч рублей). Вообще не продались работы Владимира Зуйкова ни как анимационного (эскизы к проекту анимационного фильма «Саломея», не знал о существовании такого проекта), ни как иллюстративного спектра.

Также остались невостребованными фазы движения к «Тайне третьей планеты» (Громозека за 39 тысяч рублей, как-то строго атрибутированный как работа авторства Натальи Орловой), к восемнадцатому выпуску «Ну, погоди!» (Волк за 44 тысячи рублей, как-то строго атрибутированный как работа авторства Алексея Котеночкина) и к «Братья Пилоты показывают друг другу фокусы» (торговались за 20 тысяч рублей).

Кстати, про последний лот стоит поговорить особо. Все привыкли, что Пилоты – это Александр Татарский. Так и эта фаза движения была «привязана» к авторству Татарского. При этом на фильме Александр Михайлович был лишь сценаристом и худруком.

Очень успешно выступили на аукционе работы Светланы Филипповой. Были проданы и эскизы к новому анимационному фильму «Брут» (премьера которого будет в 2014 году), и иллюстрации к книгам Людмилы Улицкой. Прям здорово! Светлана Филиппова – примечательный художник, и хорошо, что это было по достоинству оценено.


В части книжной графики продавались две работы Натальи Демидовой, которая имеет прямое отношение к анимации. Ее иллюстрации к чеховской «Каштанке» выполнены маслом по целлулоиду и производят впечатление светящихся изнутри. Конечно, они без проблем обрели новых владельцев.

Официальные итоги аукциона будут объявлены через неделю, когда осуществятся последние выкупы работ. Но уже сейчас понятно, что анимация может обладать вполне успешной аукционной судьбой и притягивать внимание коллекционеров.

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes