Аниматоры составляют стратегию развития отрасли

Фото: Ассоциация анимационного кино

Ассоциация анимационного кино (ААК) провела обсуждение параметров будущей Стратегии развития анимационной отрасли до 2025 года и «дорожной карты» мультипликации на ближайшую перспективу.

Как это уже заведено, круглый стол ААК был открытым для участия всех желающих. Но, в отличие от предыдущих мероприятий, на это пришло несколько меньше людей, что, на мой взгляд, сказалось на прагматизме всей встречи.

К основным глашатаям подобных совещаний – Георгию Васильеву, Александру Герасимову, Анатолию Прохорову и некоторым другим – добавилось еще несколько человек, с мнением которых было интересно ознакомиться.

Достаточно продолжительное время аниматоры сетовали, что на их чаяния совершенно не обращают внимания чиновники Министерства культуры РФ, которые занимаются реализацией госполитики в области кинематографии. С появлением ААК такие контакты начались и, похоже, переходят в стабильный деловой формат. На круглом столе вместе с продюсерами проблемы отрасли живо обсуждали советник министра культуры РФ Елена Лапина и начальник отдела господдержки производства, продвижения и проката неигровых и анимационных национальных фильмов Минкульта РФ Александр Иконников.

В первой части заседания с докладом о текущем состоянии и динамике развития анимационной отрасли России выступил исполнительный директор компании Movie Research Company Александр Лужин.

Напомню, что в конце 2010 года Movie Research проводила исследование «Российское анимационное кино». На тот момент это было первый крупный подход к снаряду. Результаты вполне поверхностного исследования критиковались, но принимались сообществом как приоткрывающие занавес над проблемами индустрии.

Сейчас эта же компания по заказу ААК и при поддержке Минкульта проводит фундаментальное исследование состояния анимационной отрасли, результаты которого лягут в основу будущей Стратегии отрасли. И Лужин представил на суд анимационных продюсеров промежуточные результаты данного исследования.

Основной (и, похоже, единственной) базой строгих сведений о произведенной продукции стал Государственный регистр фильмов — база данных, содержащая информацию о фильмах, получивших прокатные удостоверения. В Госрегистре отсутствуют не только некоторые короткометражные фильмы, но и, к примеру, картины, созданные специально для телепроката. При этом все сравнения по годам, студиям и режиссерам Movie Research проводит исключительно на базе цифр Госрегистра, не видя сходств между студией «Мастер-фильм» и фондом «Губерния» или студиями «Рики» и «Петербург».

Данные, следовательно, не отражают реального расклада ни по общим параметрам, ни по конкретным участникам российского анимационного кинорынка. А то, что режиссером-лидером по фильмам, по данным Movie Research, стал Илья Попов, снявший более 200 фильмов за последние годы, вообще непостижимо. Как можно перепутать режиссера и продюсера?

Кстати, жаль, что президент ААК не присутствовал на вполне стратегической встрече. Его мнения и внимания не хватало.

Никаких особо ценных выводов из разнообразия цифр пока не было обнародовано. Но уже и не знаю, успеется ли, учитывая, что официальные результаты исследования Movie Research обязано предоставить Ассоциации анимационного кино к концу октября. То есть, осталась неделя.

Также это исследование должно лечь в основу разрабатываемой Стратегии развития анимационной отрасли России до 2025 года. О ее создании представители ААК договорились 25 сентября на встрече с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Хотя подготовительная работа по созданию тезисов и сбору предложений была осуществлена задолго до похода аниматоров в Минкульт.

Тезисы Стратегии и «дорожной карты» были разработаны и представлены на круглом столе руководителем компании «Аэроплан» Георгием Васильевым.

На мой взгляд, несмотря на некоторые лакуны (к примеру, отсутствие каких-либо слов и инициатив по развитию копродукции), тезисы вполне продуктивны и основательны для фундамента Стратегии. Я их публикую ниже.

После того, как параметры Стратегии будут выработаны, их нужно будет облечь в форму стратегий-концепций, удобоваримую для бюрократов и чиновников. Возможным редактором и создателем текста Стратегии является партнер компании «Да-Стратегия» Жан Загидуллин специализирующийся в области корпоративной отчетности и стратегического консультирования. По просьбе ААК он модерировал прошедший круглый стол. Правда, автократичный (если не деспотичный) стиль ведения заседания не прибавил ему очков в среде аниматоров. Надеюсь, что появившаяся легкая неприязнь части аниматоров к стилю модератора не отразится пагубным образом на составлении текста Стратегии.

Павел ШВЕДОВ

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

ТЕЗИСЫ

 

  1. МИССИЯ АНИМАЦИИ

1.1.  Культурно-воспитательное значение. Дети обожают мультфильмы. Мультфильм – более важный для ребенка источник информации, чем игровое кино и книги. Дети верят любимым героям мультфильмов. Этим определяется исключительная роль анимации в воспитании подрастающего поколения.

1.2.  Идеологическое значение. Мультфильм – мощное средство внедрения в голову ребенка художественных образов и культурных стереотипов. Современные дети потребляют огромное количество иностранной анимационной продукции, что неминуемо отражается на их мировоззрении. Отечественная анимация активно противостоит идеологической экспансии из-за рубежа. Она способствует формированию национального самосознания, продвижению отечественной культуры и укреплению позиций русского языка в мире.

1.3.  Технологическое значение. Анимация – одна из наиболее быстро растущих областей киноиндустрии и информационной индустрии в целом. Об этом свидетельствует увеличение доли кинофильмов с анимационными эффектами и увеличение доли анимации во всем кинопроизводстве. В анимации происходит бурный технологический рост. Современный мультфильм – это не только художественное произведение, но и высокотехнологичный продукт, создаваемый большими коллективами профессионалов.

1.4.  Экономическое значение. Анимационное производство является локомотивом, который тянет за собой развитие многих смежных отраслей. Художественные образы, создаваемые анимацией, превращаются в бренды, под которыми продаются товары и услуги на многие миллиарды рублей.

  1. СТРУКТУРА АНИМАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время в анимационной отрасли сложились три устойчивые производственно-экономические модели (пп.2.1-2.3).

2.1.  Полнометражные анимационные фильмы. Полнометражными можно считать мультфильмы с целостным сюжетом длительностью более 60 минут. Производственный цикл таких фильмов может составлять 2-3 года. Для производства одного полнометражного мультфильма требуется финансирование объемом не менее 30 миллионов рублей. Основной источник возврата вложенных средств – показ в кинотеатрах. Дополнительными источниками доходов могут считаться телепоказ, продажа фильма в интернете и на физических носителях, тем не менее, кассовый сбор в кинотеатрах остается главным критерием успешности полнометражного фильма.

2.2.  Брендообразующие анимационные сериалы. Успешный анимационный сериал производится в течение нескольких лет в количестве, как правило, не менее 52 серий и стоит в производстве не менее 30 млн. рублей в год. Анимационный сериал рассчитан в первую очередь на телепоказ, однако доходы от продажи прав телепоказа не окупают затрат на его производство. В последние годы основным источником возврата вложенных средств служит рынок детских товаров и услуг. Регулярный показ сериала на телевидении и в Интернете позволяет сформировать медийный бренд на основе персонажей и других художественных образов сериала. Это дает возможность владельцу бренда (производителю сериала) получать лицензионные платежи за брендирование игрушек, компьютерных игр, одежды, продуктов питания и других товаров и услуг для детей. Таким образом, критерием успешности анимационного сериала могут служить интенсивность показа сериала на телевидении и в Интернете, а также доходность бренда.

2.3.  Некоммерческая (авторская) анимация. Некоммерческая анимация не имеет постоянных источников доходов. Она живет на спонсорские пожертвования и субсидии. Вместе с тем, в последние годы некоммерческая анимация в России существует довольно устойчиво в первую очередь благодаря государственной финансовой поддержке. Можно выделить несколько видов некоммерческой анимации:

2.3.1.     Артхаусные фильмы. Это, как правило, короткометражные фильмы признанных мастеров анимации, поддержка которых важна для повышения общего художественного уровня отечественной анимации.

2.3.2.     Дебютные фильмы. Это короткометражные фильмы начинающих профессионалов отрасли. Они нужны для проявления молодых талантов.

2.3.3.     Некоммерческие циклы и сериалы. Несмотря на их некоммерческий характер общий хронометраж каждого такого цикла (сериала) может быть довольно велик. Время от времени телеканалы демонстрируют некоммерческие циклы и сериалы в качестве социальной рекламы.

В целом авторская анимация не рассчитана на широкий теле/кинопоказ и извлечение коммерческих доходов. Критериями ее успешности могут служить отзывы экспертных советов, критиков и журналистов, призы фестивалей.

  1. КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АНИМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

3.1.  Телевидение. Телевидение остается основным способом доведения мультфильма до зрителя. В последние годы происходит реструктуризация телевещания для детей. Мультфильмы постепенно вытесняются с ведущих федеральных телеканалов, заточенных под взрослую аудиторию. Одновременно происходит становление специализированных детских телеканалов, на которых анимация играет ключевую роль. При этом в российском телепоказе иностранные мультфильмы пока существенно опережают анимацию отечественного производства.

3.2.  Кинопрокат. После провала 90-х годов прошлого века кинопоказ мультфильмов набирает все большие обороты. Это связано как с общим ростом числа современных кинозалов, так и с повышением доли мультфильмов в составе кинопродукции, демонстрируемой в кинотеатрах – это общемировая тенденция. Несмотря на растущее число полнометражных анимационных фильмов отечественного производства их доля в кинопрокате пока невелика.

3.3.  Физические носители. Значение физических носителей для распространения отечественной анимации все еще высоко, но объем продаж мультфильмов на дисках и кассетах неуклонно снижается. Это связано с быстрым развитием цифровой дистрибуции через Интернет. Кроме того, анимационная индустрия страдает от широкого распространения в стране пиратских дисков.

3.4.  Интернет. Современный Интернет предлагает разнообразные способы доставки мультфильмов потребителю: доступ через интернет-кинотеатры, спонсируемый показ на открытых ресурсах, продажи в виде приложений через интернет-магазины и др. Интерес к потреблению мультфильмов через Интернет усилился с широким распространением портативных устройств типа смартфонов и планшетов. Многие родители используют их, чтобы на время занять ребенка.

3.5.  Лицензионная продукция. Книги и журналы, игры и игрушки, еда и напитки, портфели и тетради, многие другие виды детских товаров и услуг брендируются персонажами и другими образами мультфильмов. Каждый из таких продуктов нужно рассматривать не только как источник получения дохода для анимационной индустрии, но и как средство пропаганды и продвижения анимационной продукции.

  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ АНИМАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

На ближайшие 15 лет перед российской анимацией стоят следующие стратегические цели:

4.1.  Обеспечить неповторимый художественный облик и высокое качество российской анимации. Достижение этой цели, с одной стороны, требует поддержания художественных поисков в рамках авторской анимации и развития отечественной анимационной школы. С другой стороны, необходимо постоянное совершенствование технологической базы и повышение качества всех элементов анимационного производства (дизайн, режиссура, анимация, визуализация и др.) до уровня мировых требований.

4.2.  Занять доминирующие позиции на российском рынке анимации. Анимационная продукция отечественного производства должна потеснить импортную анимацию и отвоевать долю не менее 50% на российском телевидении, в кинопрокате и в Рунете. Соответствующую долю должны получить российские анимационные бренды и на лицензионном рынке детских товаров и услуг.

4.3.  Распространить влияние российской анимации за рубежом. Российская анимационная продукция – товар с большим экспортным потенциалом. Распространение отечественных мультфильмов в русской диаспоре будет способствовать укреплению международных позиций русского языка. Переводы отечественных мультфильмов на иностранные языки и их активное продвижение за границей позволит усилить российское культурное влияние в других странах.

4.4.  Добиться становления анимационной индустрии как самоокупаемой отрасли. Чтобы добиться стабильного самофинансирования и устойчивого развития отечественная анимационная индустрия должна производить в год не менее 300 часов анимации, конкурентоспособной на телевидении, в Интернете и в кинопрокате. Для этого необходимо в несколько раз нарастить производственные мощности российских анимационных студий, расширить их сбытовые возможности, создать регулярную систему подготовки кадров.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

5.1.  Формирование индустриального ядра анимационной отрасли. Индустриальное ядро отрасли составят крупные анимационные студии, производящие не менее полутора часов полнометражной анимации и/или трех часов сериальной анимации в год. Выращивание таких производителей – стратегическая задача, от решения которой будет зависеть стабильность отрасли. Именно крупные производители – лидеры отрасли – смогут обеспечить ее самофинансирование, технологическое и кадровое развитие, конкурентоспособность на внутреннем и международном рынке. Государственная поддержка должна способствовать решению этой стратегической задачи.

5.2.  Развитие авторской анимации. Некоммерческая (авторская) анимация традиционно пользуется финансовой поддержкой государства. Эта поддержка будет эффективнее, если государство будет больше доверять профессионалам отрасли при выборе субсидируемых проектов. Впоследствии значительную часть финансирования авторской анимации смогут взять на себя индустриальные студии, заинтересованные в повышении качества отечественной анимации.  Именно это происходит в странах, где индустриальное ядро анимационной отрасли уже сложилось.

5.3.  Расширение и защита каналов сбыта анимационной продукции. Это одно из ключевых направлений развития, поскольку от него зависят доходы анимационных студий, возможности самофинансирования отрасли и ее конкурентоспособность. Необходимо скорейшее становление 3-4-х специализированных детских телеканалов с федеральным покрытием. В структуре вещания российских телевизионных каналов должны быть закреплены квоты за анимацией отечественного производства (минимально допустимая доля российской анимации в общем времени телепоказа мультфильмов). Аналогичные квоты  нужно установить для кинотеатров. Такая защита российского рынка будет способствовать быстрому укреплению отечественной анимационной индустрии, производящей телесериалы и полнометражные фильмы.

5.4.  Расширение сотрудничества со смежными отраслями. Анимация генерирует и продвигает художественные образы, которые становятся основой для зонтичных брендов, под которыми производится и продается широкий ассортимент детских товаров и услуг. Это могут быть не только брендированные продукты питания, игрушки и одежда, но и более сложные, специально разработанные продукты такие, как видеоигры, интернет-сервисы, театрализованные представления, парки развлечений и т.д. Анимация, выступающая локомотивом развития для многих смежных отраслей, должна укреплять сотрудничество с ними. Это не только приносит дополнительный доход, но и способствует популярности российской анимационной продукции. Здесь анимационной отрасли требуется государственная поддержка по защите интеллектуальной собственности и борьбе с пиратством.

5.5.  Государственное финансирование анимационной отрасли. У анимации особый статус среди других направлений культуры и кинематографии (пп.1.1-1.3). Ее финансирование по остаточному принципу недопустимо. Доля субсидий на анимацию в общем объеме государственных средств, выделяемых на поддержку кинематографии, не должна опускаться ниже установленного порога. И этот порог необходимо постепенно повышать в соответствии с растущим значением анимации. Государственное финансирование анимации должно учитывать стратегию развития анимационной отрасли и соответствовать ее структуре (пп.2.1-2.3). Полнометражные фильмы, телесериалы и авторскую анимацию нужно финансировать раздельно и оценивать по разным критериям. При распределении государственных средств необходимо учитывать мнение профессионального сообщества.

5.6.  Налоговые льготы для предприятий отрасли. В странах, которые стремятся развить отечественное производство анимации (Франция, Канада, Австралия и др.), для отечественных производителей предусмотрены различные налоговые льготы и компенсации. Быстрое развитие анимационной индустрии в таких странах свидетельствует об успешности этого опыта. Его необходимо изучить и по возможности применить в России.

5.7.  Подготовка кадров для анимационной отрасли. Производство анимации требует большого числа профессионалов – режиссеров, художников, аниматоров, рендеровщиков, компоузеров и других специалистов, владеющих современным компьютерным инструментарием. Необходимо наладить их регулярную подготовку в высших и средних учебных заведениях. Другой важной базой для подготовки кадров являются крупные анимационные студии с высокой культурой производства, где молодой специалист может повысить свою квалификацию и пройти практику.

5.8.  Пропаганда достижений отечественной анимации. Необходимо регулярно проводить в России анимационные фестивали федерального и регионального уровня. Эти мероприятия способствуют информационному обмену в профессиональной среде и повышению качества анимации. Кроме того, они стимулируют рост интереса широкой публики к проблемам анимации. Российскую анимацию необходимо также активно пропагандировать на международных фестивалях и ярмарках. Проведение фестивалей в России и участие российских представителей в международных анимационных форумах требует государственной финансовой поддержки.

5.9.  Развитие технологической базы. Современное производство анимации построено на использовании мощных компьютеров, разнообразного специального оборудования, и сложного программного обеспечения. Все это требует серьезных финансовых вложений, которые не под силу отдельным небольшим студиям. Будет рациональным использование китайского опыта по созданию медиапарков – крупных производственных центров коллективного пользования. На их базе сможет эффективно работать большое число мелких и средних студий компьютерной графики и анимации. Первый такой медиапарк можно было бы создать при государственной поддержке на основе ФГУП «ТПО Киностудия Союзмультфильм».

5.10. Самоорганизация анимационной отрасли. Развитие анимационной отрасли невозможно без объединения усилий ее предприятий для решения общеотраслевых проблем. Ассоциация анимационного кино России уже сейчас объединила большинство анимационных студий страны. В дальнейшем необходимо превращение Ассоциации в саморегулируемую организацию, которая, в соответствии с законодательством РФ, сможет взять на себя заботу о выработке отраслевых стандартов, сертификации предприятий, рейтинговании (возрастной классификации) анимационной продукции, экспертизе анимационных проектов и т.д.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes