Аниматорам готовят квоты и льготы

Государственные органы, похоже, начали всерьез заниматься проблемами анимационного кино. Посмотрим, к чему это приведет.

В понедельник в Госдуме прошел круглый стол комитета по культуре, на котором депутаты и представители заинтересованных сторон обсуждали проблемы развития детского и анимационного кино. В мероприятии также принимала участие исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. Сразу отмечу, что на данный момент она – главный лоббист интересов всей мультипликации на всех уровнях и инстанциях власти, за что ей большое спасибо.

Я также должен был принимать участие в круглом столе, но не смог. Так что, решил собрать всю открытую информацию по мероприятию. Тем более, что на итоги круглого стола пошла уже вполне конкретная реакция.

Если ориентироваться по материалам к заседанию, то депутаты, например, думают над разработкой долгосрочных целевых программ производства детских фильмов на госстудиях — «Союзмультфильме» и Киностудии имени Горького. Не знаю, как быстро такого рода документы будут созданы и насколько они повлияют на реальность. Пока же у меня современное детское кино от госстудий ассоциируется с сюжетами «Веселой карусели №34» про кричащего крокодила и приезжающий лес (если кто из аниматоров знает, где их можно отыскать в интернете, дайте знать) и каким-то уж больно «грандиозным» сериалом «Полярис».

Правда, такие фильмы создаются на Студии Горького лишь, конечно, из-за того, что до сих пор нет очередной соответствующей федеральной программы… «Должна быть федеральная программа, которая поможет отрасли встать на ноги, – считает не только генеральный директор киностудии Горького, но и продюсер «Поляриса» Сергей Зернов. – Она должна быть всеобъемлющей: она должна касаться образования, производства, проката и соответственно увеличения доли производства детского кино на рынке. Без этого мы никуда не уйдем».

Ну да ладно.

Еще депутаты планировали поддержать создание в Москве и Санкт-Петербурге Центров анимации. Я лично всецело приветствую возможность реализации этого проекта и в формате рекреационных пространств для семейного досуга, и в качестве бизнес-инкубаторов для индустрии. Я про это писал и говорил много и подробно, так что сейчас не буду останавливаться.

Еще депутатам хочется поддержать распространение российского детского телевидения за рубежом (прежде всего, речь идет о канале «Карусель»), включая оплату спутниковых и наземных сегментов доставки каналов, аренду емкостей на спутнике, размещение и функционирование оборудования. Это все здорово, но к анимации и ее проблемам имеет косвенное отношение.

Вот что действительно важно, так это обсуждение поправок в закон о рекламе, которые бы смягчали ограничения по показу рекламы в детских передачах. Такие идеи в нижней палате парламента витают, и надеюсь, что обретут какую-нибудь адекватную форму.

«Из-за законодательных запретов многие замечательные фильмы, мультфильмы не могут полноценно демонстрироваться на телеканалах, – говорит президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов. – Потому что телеканалы не заинтересованы в этой продукции из-за законодательных ограничений по рекламе. Снятие или послабление этих мер позволило бы ситуацию изменить».

И всех идей и предложений, которые готовились к круглому столу и обсуждались на нем, выстрелило в информационное пространство две. Это квоты и льготы.

Вице-спикер Госдумы Людмила Швецова предложила разработать закон о поддержке детского кино и прописать в этом документе обязанность телеканалов бесплатно отдавать часть эфирного времени на детские передачи.

«Мы уже неоднократно говорили, что нужен отдельный закон, регламентирующий вопросы духовного, эстетического, нравственного воспитания, патриотического воспитания поколения. Сейчас предпринимаются на уровне страны усилия по созданию концепции воспитательной работы в целом в стране. Мне кажется, что в развитии этой постановки вопроса можно было бы подумать о создании закона о поддержке детского кино. Может быть, взять туда театр и детскую литературу», — сказала Швецова на круглом столе.

По мнению депутата, в документе желательно прописать нормы, которые обязывали бы федеральные телеканалы определенную часть эфира бесплатно отдавать детским передачам.

«Если у канала будет требование 15, 20, 25% эфира отдавать детям, то у него появится желание покупать и заказывать детские программы», — считает вице-спикер.

Первый заместитель главы думского комитета по культуре Елена Драпеко отметила, что комитет будет поддерживать предложения Швецовой.

Главное теперь, чтобы телеканалы не стали признавать детскими передачами какой-нибудь «Штрафбат».

Людмила Швецова также решила лоббировать открытие при ВГИКе курсов для режиссеров детского кино и создание сети кинотеатров для детей.

«Можно было бы подумать о создании закона о поддержке детского кино, – говорит Людмила Швецова. – Может быть, добавить сюда театры и детская литература. Нужно было бы прописать нормы, которые бы обязывали бы федеральные каналы часть эфирного времени бесплатно отдавать под детские передачи».

Второй пункт, который теперь активно муссируется, — это налоговые льготы для производителей детских фильмов.

Через день после круглого стола вдруг выяснилось, что Минэкономразвития России подготовило законопроект, по которому предлагается установить для создателей анимационных фильмов льготные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды (пенсионный, соцстрахования и обязательного медстрахования) в 2014-2017 годах  — 14 процентов, в 2018 году — 21 процент, в 2019 году — 28 процента.

То есть производители мультфильмов будут платить пониженные взносы в страховые фонды. Благодаря этому, как ожидается, мультфильмов будут делать больше, а отрасль анимации станет более рентабельной и привлекательной для инвестиций.

«С учетом того, что численность занятых в анимационном производстве не превышает сегодня 1500 человек, цена вопроса 160 миллиона рублей выпадающих доходов в год. При этом эффект для компаний будет значительный», — отметил замминистра экономического развития России Сергей Беляков.

Как сообщается в «Российской газете», сегодня 80 процентов бюджета в анимационной отрасли приходится на зарплатные отчисления. При этом производство анимации занимает более длительные сроки, чем, например, создание игровых фильмов. Снижение расходов за счет введения льготы для анимационных студий, по мнению экспертов, позволит нарастить объемы производства отечественной анимационной продукции, а также увеличить рентабельность и инвестиционную привлекательность отрасли анимации.

«Законопроект нами подготовлен, согласован с министерством культуры, министерством связи и массовых коммуникаций, получено положительное заключение минюста. В ближайшее время законопроект с разногласиями будет внесен в правительство», — отметил Сергей Беляков.

Эксперты также отмечают, что такая льгота нужна аниматорам в связи с необходимостью конкурировать за трудовые ресурсы с организациями, работающими в области информационных технологий, для которых аналогичные льготные тарифы уже установлены.

Только вот, как мне кажется, в ИТ-области существует лицензирование предприятий, что и позволяет вводить особые налоговые режимы. Неужели анимационные студии также начнут проходить лицензирование? Иначе в создатели анимационной продукции побегут записывать все, кому ни лень, и каждая уважающая булочная станет клепать Ежиков и Чебурашек. Налоговые льготы – это дело серьезное!

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , , , , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes