Отчетное интервью с Ильей Поповым

Илья Попов рассказал ОПА о рабочей группе при вице-премьере, возвращении кинофондов и распределении дополнительных госсредств.

В июне говорилось о том, что будет создана рабочая группа под руководством Александра Жукова. Она создана?

Пока что больших расширенных заседаний под руководством вице-премьера не проводилось. Но сейчас в разработку программы развития активно включился департамент культуры при правительстве РФ – в том числе его директор Денис Молчанов. И месяц назад в рамках министерства культуры прошла коллегия по анимации. Это было очень важным подготовительным шагом к будущей встрече у Жукова, поскольку министерству культуры нужно было сформулировать свою позицию.

И также департамент культуры подключился к вопросу о возвращении коллекции на «Союзмультфильм». Директор киностудии Николай Маквоский и я – мы этим занимаемся последние полгода. Нам активно помогает Денис Молчанов и референт Наталья Попеску».

 

Сейчас уже вывешены списки проектов, которые получат обещанные Путиным дополнительные 500 миллионов. Как происходило распределение этих денег? 

Изначально предполагалось, что всем этим займется Фонд кино. Потом было принято решение передать короткометражные проекты Министерству культуры. Потом министерство культуры объявило конкурс и не ограничило этот конкурс короткометражными проектами. Мы при этом создали экспертную комиссию, которая рассматривала те проекты, которые мы принимали еще в августе. В нее вошло порядка 20 человек. Этот состав утверждался в том числе и на КРОКе. Там все сплошняком люди именно из анимационного сообщества – нет ни одного чиновника. Это Андрей Хржановский, Станислав Соколов, Гарри Бардин, Леонид Носырев, Елена Чернова, Иван Максимов, Михаил Алдашин, Сергей Капков и др. Так что все проекты, которые пришли в Фонд кино были ими отсмотрены. И когда происходила их передача в министерство культуры, то вместе с проектами передали и рекомендации этой экспертной группы. Но когда Министерство культуры проводило свой отбор, к чему-то они прислушались, а к чему-то нет.

Деньги были выделены буквально в декабре месяце – распоряжение поступило в первых числах декабря. И Министерство культуры старалось сейчас в спешке успеть этот конкурс закрыть. В общем, сказать, что все происходило сейчас гладко и хорошо – было бы явным приукрашиванием ситуации.

 

В общем, все было сумбурно…

Я реально потратил на это полгода своей жизни. Две трети времени тратил на обсуждение решений по «Союзмультфильму», чтобы все произошло именно в этом году, не забылось и не потерялось. Я не приписываю себе никаких особенных заслуг – разумеется, над этим работало еще много других людей на всех уровнях. То, как работает наша система, — это отдельная история.

 

Каким образом 500 миллионов разделились между Минкультом и Фондом кино?

2/3 – в Фонд кино, и 1/3 в Министерство культуры.

Да, и в том списке профинансированных проектов, который вы видели, не указано еще три проекта – это проекты Сергея Сельянова. Три полнометражных фильма. «Иван Царевич и Жар-птица», следующий полный метр из линейки про богатырей и еще один – «Крепость». Они прошли еще до, поскольку Сельянов у нас в числе мейджоров.

 

Если речь идет о финансировании полных метров, например, то примерно какой объем финансирования мог получить полный метр?

Приоритет отдавался тем проектам, у которых есть уже больше половины финансирования. Так, например, фильм «Снежная королева» уже находится почти на финальной стадии производства – и по планам должен выйти в следующем году. Он получил финансирование в 30 млн. рублей при бюджете в 200 миллионов. Сельяновские проекты получили примерно 50% финансирования.

Так же с сериалами. Предпочтение отдавалось тем проектам, которые уже зарекомендовали себя – «Маша и медведь», «Фиксики», «Смешарики». По сериалам, где не было еще серий, деньги выдавались на создание пилота.

 

Почему «Белка и Стрелка» не вошла в список Фонда кино?

Потому что «Белка и Стрелка» вошла в список Минкульта, а была задача не дублировать. Там есть один проект – «Аэроплана» — «Фиксипелки», но это не то же самое, что «Фиксики».

 

Вы сказали, что по коротким метрам была экспертная комиссия. А по коммерческим проектам кто принимал решения?

По коммерческим проектам также была собрана экспертная комиссия, которая состояла из представителей ТВ-каналов, прокатчиков, дистрибьютеров. Были представители Первого канала, «России», ТНТ, Карусели, плюс представители кинопрокатных компаний – Universal, Fox, видео-дистрибьютеры и контент-провайдеры. Члены рабочей группы при Фонде – состав вы знаете – давали свои экспертные оценки проектам. Каждый со своей позиции. Игорь Ковалев как режиссер и сценарист, Лариса Малюкова – как кинокритик, Анатолий Прохоров – как культуролог. Но решения принимались на основе голосования экспертной комиссии прокатчиков. Мы стремились избежать ситуации, при которой мог бы возникать конфликт интересов.

 

Еще до всех этих путинских решений и милостей очень много говорилось о необходимости делать схему распределения денег прозрачной. Тем не менее, и сейчас я могу только лично от вас узнать, как все происходило. Почему так?

В принципе все прозрачно. То есть я могу показать, какое было голосование, назвать экспертов, показать, какие проекты набрали какое количество баллов. А для того, чтобы ситуация была публичной, мы в четверг хотим собрать представителей анимационной индустрии (ну и всех желающих). Показать все результаты, ответить на все вопросы, объяснить, как происходило все в этом году и обсудить, как это должно проводиться в следующем году, чтобы все учесть и доработать схему.

Потому что – хочу повторить… происходившее в этом году — это было и в первый раз, и в некоторой спешке, и очень много усилий было направлено не только на то, чтобы рассмотреть проекты, но и на то, чтобы вообще финансирование было в конечном итоге выделено.

 

Я спрашиваю не из какого-то каприза, а потому, что без прозрачности эта система будет вызывать так же мало доверия, как и предыдущая. И, положим, когда в списке возникают «Смешарики», студия «Петербург», студия «Москва» — вместе с этим возникают и вопросы у сведущих людей возникают вопросы.

Что касается «Смешариков», то проект действительно получил большую поддержку. Но, разумеется, ни я, ни Анатолий Прохоров в голосовании по нему не участвовали. От «Москвы» — это «Алиса», которая в большей степени является проектом компании «Базилевс». И «Археологи» — там деньги были выданы на то, чтобы доделать одну серию, это сумма небольшая да и к проекту я мало имею отношения. То есть имею, но мало. Вообще, если посмотреть на зрительское анимационное кино, в той или иной степени мы имеем отношение почти к любому проекту. Где-то мы выступаем как соинвесторы, где-то как создатели. Почти в любой проект, который сейчас достоин развиваться, — их не так много, к сожалению, — мы стараемся входить. Это одна из причин, почему я вообще этой темой занимаюсь – потому что я являюсь одним из самых заинтересованных лиц в том, чтобы зрительские проекты развивались и были бы коммерчески успешны.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes