О Старевиче, юбилее и «Прекрасной Люканиде»

ЖЖ-юзер [info]fox_of_zen опубликовала примечательную статью-анализ, посвященную датировке начала российской анимации. Очень интересно. ПШ

В этом году многие уже успели вспомнить славное имя Владислава Старевича и его фильм «Прекрасная Люканида или Борьба рогачей с усачами», от премьеры которого отсчитывает свою столетнюю историю отечественная мультипликация. На тему оснований выбора точки отсчета можно прочесть важный текст Георгия Бородина: «До недавнего времени вопрос датировки рождения отечественной анимации затруднений не вызывал. Точка отсчета была единой и неоспоримой: первая премьера, Владислав Старевич, «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», 1912 год, 26 апреля по старому стилю». Далее автор пишет, что точку отсчета поставили под сомнение находки В.Бочарова и его фильм «Запоздавшая премьера». Однако, помимо этого, интересно: откуда мы знаем, что премьера фильма Старевича состоялась именно 26 апреля? Оказалось, что этот вопрос не имеет убедительного ответа в киноведении.

Бытует несколько вариантов даты, поэтому захотелось с ними разобраться и найти правильный ответ. Ведь день рождения искусства, как и человека, имеет важное значение в его жизни: как повод отметить праздник, подвести итоги, задуматься о будущем. Вот мое небольшое расследование.

Обратимся к существующим вариантам. Первый и самый распространенный – 26 апреля. Во многих статьях и каталогах (в том числе «Великий Кинемо» и «Летопись российского кино») указывалось это число с отсылкой на рукописи Вен.Вишневского и его справочник «Художественные фильмы дореволюционной России». Вот что можно найти в этой книге:

Надо сразу отметить, что Вишневский здесь ошибается, говоря о том, что работа Старевича в объемной мультипликации была первой в мире (можно вспомнить, например, фильм «Отель Электрико» 1905 года). Кроме того, «Люканида» — не первая работа Старевича. Так что в тексте Вишневского, по крайней мере, две ошибки.

Второй вариант даты – 26 марта. Его я встретила лишь однажды, в написанной Мариной Карасевой главе о Старевиче из книги «Мигающий Cinema». Ну, и март, как месяц выпуска фильма, упоминает Ханжонков в своих мемуарах (см. «Первые годы русской кинематографии»). Наряду с мемуарами в книге приводится составленная Вишневским фильмография кинопроизводства студии Ханжонкова, где среди прочего есть, конечно, и «Люканида»:

Здесь Вишневский указывает ссылки на упоминания фильма в периодике тех лет (сокращения — названия журналов и газет). Но сами документы, в которых можно было бы найти подтверждение указанной в справочнике даты, он не приводит, и не приводит их, впрочем, никто. Так что оставалось пойти в РГБ и лично на них взглянуть.
В журналах, прекрасно сохранившихся с тех пор, открывается кое-что интересное. Вот например из №28 «Вестника кинематографии» за 1 февраля (!) 1912 года, с. 16.

И из «Кине-Журнала» №3 за 8 февраля, с. 18, раздел «Хроника»:
Можно было бы предположить, что именно тогда, в конце января, и состоялся публичный просмотр фильма, но есть несколько деталей, опровергающих эту идею. Во-первых, если картина (тем более, настолько заметая) выпускалась в прокат, она должна была указываться в таких постоянных рубриках этих журналов как «Описание новых картин», «Программы московских кинотеатров» и т.п. Отсутствие таких описаний наводит на мысль, что в январе фильм просмотрели люди из узкого круга кинопредпринимателей. Делалось это с целью оценки предполагаемого прокатного успеха всех киноновинок. Эту мысль высказал Николай Изволов, и она кажется мне убедительной. На то же самое указывают и фразы о будущем успехе картины в февральских журнальных заметках.

Смотрим далее и находим самое важное. «Вестник кинематографии» №30.

26 марта, то есть 8 апреля по новому стилю.
Там же на 28 странице, «Описание новых картин»:

А на 36 странице этого же выпуска можно найти полный текст сюжетного описания «Люканиды», который присылался в журнал самой киностудией, и который был использован Н.Изволовым при недавнем озвучивании фильма.

Но если 26 марта — дата выпуска, означает ли это, что в этот день состоялась публичная премьера для кинозрителей?
Откроем №32 «Вестника», с. 24:

Здесь «Люканида» стоит в программе семи кинотеатров в прокатный период с 15 марта по 1 апреля. Это говорит о том, что под формулировкой «выпуск» имелась в виду именно общественная премьера. Если фильм имел такую рекламу и значился во всех возможных списках и описаниях с единственной указываемой датой, нет оснований думать, что премьера могла не состояться именно в этот день, 26 марта.

Вишневский не мог не видеть этих страниц, ведь он сам их указывает, а значит «IV» (апрель) — просто ошибка (опечатка?). Других объяснений этому я пока найти не могу. По всей видимости, Марина Карасева была вторым человеком, который видел эти документы непосредственно, почему и указала дату верно. Если не вторым, то интересно было бы узнать, кто еще этим занимался и написал об этом.

Интересен еще один факт. В 37-м номере «Вестника» указывается дата премьеры «Люканиды» в Америке – 1 августа. Случился ли этот просмотр и был ли он первым для всего зарубежья еще предстоит узнать.

Остается еще множество вопросов. Существует большой объем материалов о Старевиче разной степени достоверности. Авторы этих книг и статей почти не указывают первоисточники приводимых цитат, предположений и описываемых событий. Версии расходятся и противоречат друг другу. Где именно Старевич снимал свои первые мультфильмы? Как он пришел к идее мультипликации? Когда была снята «Прекрасная Люканида» (по некоторым сведениям можно предположить, что летом 1911 г.)? Как он на самом деле начал сотрудничать с Ханжонковым? На эти и многие другие вопросы я пока не могу найти убедительного ответа. С трудом удается восстановить канву событий тех лет, а, главное, ход мысли Мастера. Такие важнейшие первоисточники как записки самого Старевича, хранящиеся, предположительно, в Польше в архиве у В.Евсевицкого, до сих пор не изданы и существуют в обороте только в виде небольших кем-то выписанных цитат. Книга-монография «Эзоп ХХ века» того же Евсевицкого, который, судя по всему, вел разговоры непосредственно с режиссером, на русский язык не переведена. Так что впереди еще много интересной работы. Много тайн и загадок волнуют человеческое воображение спустя сто лет после премьеры «Прекрасной Люканиды», в год 120-летия со дня рождения Владислава Старевича.

При содействии [info]namastescop

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes