Наталья Березовая: Современные российские фильмы очень востребованы

Наталья Березовая (режиссер фильмов «Моя жизнь», «Про барана и козла», «Непослушный медвежонок», «Про Василия Блаженного», и других) прислала обновленный вариант своего интервью для портала LipetskMedia. С удовольствием его публикую. ПШ

— На ваш взгляд, какой период сейчас переживает российская анимация?

— Это очень сложный вопрос. Состояние (как, наверное, и во многих других отраслях) — весьма нестабильное. Когда на экраны выходит какой-то успешный проект, все говорят о подъеме (так было, когда появились первые серии «Горы Самоцветов»). Если не вышло чего-то достойного, все говорят о гибели мультипликации.

Думаю, анимация сейчас переживает период метаний. Даже внутри сообщества мы не можем определиться, что сейчас нужно зрителю. Например, нравится ли ему то, что делается в авторской анимации, и какого уровня должны быть коммерческие работы.

В России действуют около 10 весомых студий, выпускающих мультфильмы. Две из них можно назвать крупными, они находятся в Петербурге. Остальные расположены в разных городах — Москве, Екатеринбурге, Уфе. Там выпускают и короткометражки, и большие анимационные фильмы.

— Как сейчас финансируются анимационные фильмы?

— Сейчас запущено много проектов, и очень ощущается большая нехватка кадров в так называемом среднем звене художников. Это аниматоры и прорисовщики. Хорошо, что с помощью интернета мы можем с некоторыми аниматорами работать удаленно.

В основном, идет сильное развитие коммерческой анимации. Появилось много сериалов, некоторые из них имеют несколько сезонов (например, «Смешарики», «Фиксики», «Маша и медведь».

К сожалению, сейчас, случился небольшой спад в количестве авторских работ. Произошла какая-то путаница с распределением денег  и в министерстве культуры в основном профинансировали коммерческие проекты и только совсем небольшое число авторских мультфильмов получили средства.

— Тяжело создавать мультики?

— Скажу сразу, что тяжело.

Одна секунда мультфильма — это 25 рисунков. Если при этом вы хотите, чтобы они жили и дышали, вам понадобятся определенные знания и кусочек души, чтобы вложить его в ваш фильм. В зависимости от задач, которые ставит перед собой автор, он выбирает и технику исполнения. Ведь рисовать мультфильмы можно не только карандашом, но и с помощью сыпучих материалов, пластилина, и так далее. Также, вы видели наверняка, что анимационные фильмы бывают и кукольными и в технике перекладки. Даже если фильм делается целиком в компьютере, то все равно его действиями управляет человек, который должен уметь делать свою работу.

— На ваш взгляд, у Липецка есть перспективы развития анимации?

— Безусловно, есть. Было бы желание, а оно, как мы видим, есть, и очень большое. Даже во время короткого мастер-класса я уже увидела много талантливых людей. Я не ожидала, что придет так много народа, значит есть большой интерес к этому искусству.

Если создать здесь центр, то, кто знает, вполне возможно, через несколько лет, на премии «Оскар» мы увидим фильм, созданный липчанами. Кстати, мне сказали, две выпускницы Липецкого худграфа работают на студии «Мельница». Они могли бы помочь своему городу в этом начинании. В прошлом году воронежцы уже выиграли грант на создание анимационной студии, поэтому, я думаю, и у Липецка есть большие перспективы в этом деле. Сейчас в России хотят создавать центры, в которых люди могут учиться анимации. К примеру, в Перми на базе одной из колоний этой профессии обучают заключенных.

— Отличается современная российская  анимация от нашей старой, советской?

— Зрители, с которыми я разговаривала, отличают советскую мультипликацию от другой. Даже от нынешней российской. Ведь тогда в большинстве своем мультфильмы делали для детей. Картины были добрые, поучительные. И даже если не были напрямую поучительные, то там обязательно присутствовала мораль, особая интонация, которая способствовала росту души маленького зрителя.

Сейчас дети в основном смотрят доступную продукцию иностранного производства. Среди нее попадаются хорошие фильмы, сериалы, но бывает, что уровень этих мультфильмов — не достаточно качественный, а иногда просто чудовищный.

Современные российские фильмы очень востребованы. Знаю, что каким бы хорошим ни был иностранный фильм, зритель все равно идет на наши мультфильмы и ждет, что они оправдают его (зрителя) ожидания. Иногда оправдывают, а иногда и нет, к сожалению.

Я наблюдала, как на просмотрах реагируют дети и взрослые на программы наших фильмов. Не всегда можно услышать лестные отзывы, а иногда зрители даже открыто возмущаются. Часто это бывает, когда они не готовы к чему-то новому. Но и современные работы бывают слишком далеки от того, что ждут зрители. Конечно, хорошо, когда создатели и публика находят точки соприкосновения, потому что приятно, когда тебя благодарят за твои фильмы.

— Что ждать человеку, который захочет стать мультипликатором?

— Он должен знать, что это очень кропотливый и тяжелый труд. Аниматор – это не просто человек, рисующий картинку. Он и актер, и художник в одном лице. Он придает персонажу характер.

Кроме этого, аниматор должен знать законы физики и уметь заставить играть не только персонаж, но даже и складки на его одежде, и стул, на котором он сидит, и чай, который он пьет. Иногда персонаж может не нравиться, но аниматор все равно должен сделать свою работу. На мастер-классе мы почти два часа вместе создавали мультфильм, а из того, что мы сделали, получится всего пара минут или минута. И при этом, конечно же, это не будет настоящим анимационным фильмом. А если говорить про серьезную анимацию, где речь идет не просто о создании движения, а о настоящем одушевлении? Чтобы картинка вызвала какие-то чувства, нужно долго учиться и любить свою работу. Переживать и радоваться со своим героем. Это приходит не сразу, а со временем, с появлением определенного опыта.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes