Алла Боссарт: Какой должна быть русская анимация

Тезисы Аллы Боссарт к круглому столу «Какой должна быть русская анимация»:

Зритель – самое консервативное звено цепочки заказчик-продюсер-автор-потребитель. Массовый зритель привык к сериалам. Игровое «мыло» — отдельная проблема. Но важно, что сегодняшний асоциальный житель любого мегаполиса, принципиально – человек медийного пространства и водит компанию с виртуальными персонажами, любит своих «семейных» героев, братается с ними.
Российские телеканалы покупают «Симпсонов» с их огромным рейтингом, значит, понимают, что нужно зрителю. Так дайте вы ему не американских идиотиков, а соседей (условно) по лестничной клетке, у которых еще что-то и голове есть, и за душой. Понятные и современные ценности.

До сих пор у нас на ТВ нет толковых отечественных анимационных сериалов, тогда как это магистральное направление коммерческой анимации в Америке и Японии. Между тем, в интернете десятки никому не известных ребят гонят свою флеш-анимацию для сети, то есть собственную основу для сериального продукта. До телевизионного же зрителя дошла оттуда в свое время только «Масяня».

К сожалению, заказчики всегда будут делать погоду. Остается надеяться, что через 5-10 лет они «догонят» главную, сериальную тенденцию в телевизионной анимации.

Я думаю, что идеально зрительское анимационное кино ближайшего будущего – это, условно говоря, «Везуха» Метроном-фильма.

Арсен Готлиб делает кино на грани авторского и коммерческого. Нетипичная семья в нетипичных обстоятельствах, однако в узнаваемом пространстве сегодняшних российских реалий. Кино «Метронома» – не гальванизация народной сказки, полнометражного жупела, воцарившегося в анимации, а бытовой ситком. (Вообще навязчивое обращение российских продюсеров к народной сказке – странное и чисто российское явление и требует отдельного исследования.) Я думаю, уловивший образную систему современных выразительных средств, использующий язык и пластику сегодняшнего дня, освоивший культурные коды последних лет, Готлиб потому и стал самым современным из успешных продюсеров, а также самым успешным из современных.

В этом смысле продуктивны и «Смешарики». Однако если речь у нас о 5-10-ти годах, маловероятно, что их герои не устареют, несмотря на точность концепции и крепкую сценарную основу.

Думаю, что сегодня современная ситуационная комедия – жанр, наиболее востребованный зрителем, и не только в анимации.

Если продюсеры сумеют договориться с заказчиками, а прокат, со своей стороны, примет участие в процессе продвижения анимации к зрителю, — мы увидим на разных носителях не полнометражную туфту вроде «Шемаханской» или «Иван-Царевича», не навязших в зубах героев богатырских эпосов, а современного острого, узнаваемого персонажа. Не подвиги или моральные проповеди – а веселые бытовые истории из жизни современной семейки не без доли здорового абсурда.

И конечно, не то, что через 5 или 10 лет, но уже послезавтра нам суждено выродиться из отрасли в маргинальную артель, если к созданию крупной анимационной продукции, особенно в жанре ситкома и сериала не будут, наконец, привлечены профессиональные сценаристы. Все воют, что некому писать сценарии, а между тем, лучший современный сказочник Сергей Седов буквально бедствует, голодает, потому что кроме сказок и сценариев мультфильмов ничего делать не умеет, а режиссеры к нему не обращаются. Марина Москвина ушла в большую прозу. В глубочайшей депрессии Виктор Славкин. Где Роньшин, Усачев, изумительный пермский сценарист Осокин с его никому не интересным желанием поработать в анимации?

Лариса Малюкова лучше меня знает, какова судьба анимационных сценариев, которые они рассматривают на своей комиссии. Что из них реализовано?

Вместо того, чтобы оглядеться по сторонам и пригласить профессионалов, мы объявляем конкурсы молодых сценаристов, которым приходится объяснять разницу между глаголами внешнего и внутреннего действий.

Вопрос: как видит анимационное кино ближайшей пяти-десятилетки художник, — некорректен. Нет такой универсальной фигуры – Автор. Слава Богу, все они разные. Бриллиантов видит свое кино, Соколова, Кендель, Мирзоян – свое. Старшее поколение (не мастодонты, а мастера поколения Максимова, Демина, Алдашина, Тумели) будут, наверное, говорить об арт-хаусе как идеальном кино будущего, имея каждый в голове определенный образ этого арт-хауса.

Кстати, арт-хаусный сериал – одно из перспективных направлений отечественной анимации, что доказали «Гора самоцветов» и «Колыбельные» Скворцовой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes