Анна Атаманова рассказывает о своем легендарном отце

Я очень уважаю Анну Львовну Атаманову. Она — не только дочь великого режиссера, но и сама является ярким представителем старого «Союзмультфильма». ПШ

О том, как создавались шедевры «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», рассказала дочь мультипликатора Анна Атаманова. Она всю жизнь проработала художником-живописцем на студии «Союзмультфильм». Живёт в Ростокине — по соседству с домом, куда в 1960 году переехал один из основателей советской мультипликации.

Наш ответ Диснею

— Анна Львовна, как вашему отцу в 50-е годы прошлого века удавалось делать своих героев похожими на реальных?

— У каждого фильма своя кухня. Некоторые мультфильмы папа создавал по эклеру. Это когда «живую» игру актёра снимали на плёнку, а аниматор перерисовывал движение. Папа ставил задачу, а художники рисовали — на большой фильм уходили тысячи рисунков. Руки передают переживание, ритм сердца. Поэтому образы получаются живыми, и картина становится реальной по сравнению с компьютерными фильмами. Зрителям и сейчас страшно в ожидании встречи с чудищем из «Аленького цветочка». А над сценой, когда Герда в «Снежной королеве» попадает к разбойнице, я плачу и сейчас. Я, как и папа, сентиментальный человек. Наши мультфильмы учили добру. Ведь папа римский Иоанн Павел II как-то сказал: если хотите воспитывать своих детей в духе гуманизма, показывайте им советские мультфильмы.

— У Льва Константиновича роли озвучивают легендарные актёры. Снежная королева говорит голосом Марии Бабановой, рассказчик в «Балерине» — Ростислава Плятта, кот в мультике про котёнка по имени Гав озвучен Василием Ливановым… Артистов такого уровня папа долго уговаривал?

— Нет, что вы! Ни разу не слышала, чтобы кто-то отказывался. Артисты прибегали из театров на «озвучку» в перерывах между репетициями, буквально с бутербродом в руке. Так делали все — Мария Бабанова, Ростислав Плятт, Василий Ливанов, Всеволод Ларионов. Артисты понимали: если сработаешь плохо, второй раз не позовут. Единственная проблема — объединить занятых работой артистов в одной сцене. Тогда озвучивали поодиночке, а потом сцены монтировали. Леонид Шварцман нарисовал кота к мультфильму «Котёнок по имени Гав». Папа в его образе сразу увидел Василия Ливанова и предложил ему озвучить этого персонажа.

«Снежную королеву» создал в коммуналке

— В конце 50-х годов прошлого века «Снежная королева» произвела в мире фурор. Экранизация сказки Андерсена победила на кинофестивалях в Венеции, Каннах, Риме, на фестивале фестивалей в Лондоне была объявлена фильмом года. А в 60-70-е годы перед Новым годом шла на американском ТВ. От такой популярности доходы семьи сильно выросли?

— Никто из создателей «Снежной королевы» на вручении этих заграничных премий не присутствовал. А один приз из Италии и вовсе до нас не дошёл. Он представлял собой стеклянный сосуд, наполненный жидкостью особого состава. Внутри — две живые розы, красная и белая. Как те, что росли у Кая и Герды. О призе узнали случайно из письма, пришедшего на киностудию. Видимо, в дороге «затерялся»…
Вообще, «Снежная королева» — это особая история. Работа над этим фильмом шла два года. Вместе с художниками Леонидом Шварцманом и Александром Винокуровым отец на месяц уехал в командировку в Прибалтику. В Таллине, Риге, Тарту они ходили по улочкам и площадям, срисовывали «датские» фасады, башенки, шпили. В Москве дни напролёт проводили в библиотеках — черпали идеи из альбомов скандинавских художников, фотоматериалов о Копенгагене, книг по истории и фольклору Финляндии. А потом приходили к нам в коммунальную квартиру недалеко от Трубной площади — рисовали эскизы. Как только папа увидел нарисованную Снежную королеву, сразу понял, что ей идеально подойдёт голос Марии Бабановой. Актриса озвучивала с удовольствием. Получился необыкновенно сильный изобразительный образ холодной, леденящей красоты.

Делал будни похожими на сказку

— Удивительно, как такие сказки могли рождаться в тесной коммунальной квартире. Вы оттуда в Ростокино давно переехали?

— Мы переехали в 1960 году в дом для работников студии у ВДНХ. Сначала этот дом проектировали в стиле сталинского ампира, но потом от этой идеи отказались. Пришло время первых хрущёвок. Так что на основательный фундамент стали класть бетонные плиты. Своей машины у папы не было, и перевезти вещи помог папин друг. У него со времён войны остался американский «Форд». Управились за две ходки. Я запомнила тот день. Мне исполнилось 16 лет, а сестре тогда было 20. А папе 55. Для нас эта квартира стала как палаты на острове в «Аленьком цветочке».

— Неужели в коммуналке на Трубной было так неуютно?

— До революции там был склад бакалейной лавки, и окна уходили глубоко в землю. Дом топили дровами, а вода в морозы замерзала. Когда мы родились, общую комнату разделили фанерной перегородкой. Нас называли «дети подземелья».

— Каким вы запомнили своего отца?

— Он из московских армян, очень любил гостей. Всегда угощал долмой, которую готовил сам. Уже в 70-х папа часто ездил за границу в командировки. Как-то в Париже пришёл в гости к коллеге-мультипликатору. И подарил хозяйке букет голых веточек, больше похожих на палки. Та удивилась: мол, что это? Он ответил: «Поставьте их в вазу — и ждите чуда». Через месяц в Москву пришло письмо. В конверте — фотография цветущего багульника на столике с инкрустацией, а с обратной стороны написано: «Месье Атаманов, мы просто разорились на Вашем подарке: пол-Парижа хочет посмотреть на русское чудо, и каждого нужно угостить чашечкой кофе».
Папа умел делать серые будни похожими на сказку.

Первоисточник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes