1-6 июня: Показы мультфильмов Льва Атаманова

С 1 по 6 июня в московской Российской государственной детской библиотеке (Кожуховская пл., д. 1) пройдет цикл кинопоказов и лекций историка анимации Георгия Бородина «Мультфильмы Льва Атаманова», организованный в рамках Первого московского фестиваля фильмов для детей и подростков «КОТ». Вход свободный.

В 1990-е годы в российской анимации произошла поляризация направленности фильмов по принципу зрительского адреса – разделение на «авторское» и «коммерческое» кино. При этом утвердилась установка, что «авторское» кино существует для творческих экспериментов и личностных высказываний режиссёра, который должен оставаться абсолютно свободным в своих поисках, не оглядываясь на массовые зрительские запросы, а задачей «коммерческого» является, напротив, исключительно развлечение зрителя, достижение самоокупаемости и принесение прибыли. В значительной мере эти воззрения сохранились и в наши дни.

В результате кинематографисты и киноведы, разделяющие подобные взгляды, с трудом могут объяснить, как добивались выдающихся творческих достижений советские мультипликаторы, находившиеся в условиях жесточайшего контроля и регламентации жанровой, стилистической, тематической стороны своих фильмов. Как им удавалось вложить авторское высказывание в картины, априори предназначенные для самых широких масс, преимущественно – детей? Как в ситуации постоянной смены государственных установок в отношении задач советской мультипликации и её художественных средств режиссёры извлекали выгоду из условий, предоставляемых каждой эпохой, и даже находили возможность для творческих экспериментов? Наконец, как они выполняли идеологический «заказ», находя в нём возможность для самореализации и не изменяя собственным взглядам?

Этим проблемам мы хотим посвятить настоящую ретроспективу. Для наглядности мы взяли за основу режиссёрскую биографию Льва Константиновича Атаманова, протянувшуюся от начала 1930-х до начала 1980-х годов. За это время облик советской мультипликации менялся многократно и неузнаваемо, степень обязательного и дозволенного то сужалась, то расширялась, представления о задачах этого искусства менялись до полной противоположности. Л.К.Атаманов прошёл через все эти исторические эпохи, в каждой из них находя возможность для выражения беспокоивших его идей и чувств, обращая любые ограничения и условия работы на пользу художественному результату и в каждый из периодов создавая выдающиеся произведения киноискусства, вызывавшие зрительский отклик.

Каждую из частей ретроспективы будет предварять рассказ историка мультипликации Георгия Бородина о том, в каких культурно-исторических условиях создавались эти фильмы, какова была история их появления, какие творческие задачи ставил Л.К.Атаманов в каждой из работ. Будет рассказано также и о некоторых несохранившихся фильмах режиссёра или замыслах, которые не удалось реализовать.

Надеемся, что настоящий цикл окажется своевременным и будет полезен в первую очередь молодым кинематографистам, студентам киношкол и гуманитарных вузов, а также всем интересующимся историей советской мультипликации.

КОТ благодарит за помощь в создании программы студию «Союзмультфильм», Госфильмофонд РФ и Государственный центральный музей кино.

Программа первая. 1931-1948 гг. СТАНОВЛЕНИЕ. В СТОРОНЕ ОТ СТАЛИНИЗМА — 1 июня, 12.00

Программа вторая. 1950-1955 гг. ЖИЗНЬ ЧУВСТВ В ЦАРСТВЕ ПАФОСА — 2 июня, 17.30

Программа третья. 1957-1959 гг. ТРИУМФ. УТВЕРЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕМЫ — 3 июня, 17.30

Программа четвёртая. 1961-1963 гг. — ЭПОХА РОМАНТИКИ НЕИЗВЕДАННОГО — 4 июня, 17.30

Программа пятая. 1965-1970 гг. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ СВОБОДЫ — 5 июня, 17. 30

Программа шестая. 1971-1981 гг. ИСПОВЕДЬ РЕБЁНКУ — 6 июня, 17. 30

Показы пройдут в кинозале Российской Государственной Детской Библиотеки.
Адрес: Москва, Калужская пл. 1 (ст. м. Октябрьская)
Вход свободный

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes