Олимпиада на мультэкране: Забег Союзмультфильма — II

Третья часть статью Георгия Бородина, посвященной советским олимпийским мультфильмам. В этом тексте — оставшиеся мультфильмы студии «Союзмультфильм», среди которых творения Владимира Пекаря и Ивана Аксенчука, а также очередные очерки погони Волка за Зайцем. 

Самой масштабной работой «Союзмультфильма», приуроченной к Олимпиаде-80, стал цикл из трёх картин под общим названием «Баба-Яга против!» (авторы сценария А.Е.Курляндский, Г.Б.Остер, Э.Н.Успенский, режиссер В.И.Пекарь, художник-постановщик Т.В.Колюшева), первый фильм которого был завершён уже в 1979 году, в конце июня; а второй и третий – в 1980-м, в феврале и июне соответственно. Причем киносценарий второго выпуска начал разрабатываться только после завершения первого, в июле 1979-го, а работа над киносценарием третьего выпуска началась уже в ноябре 1979-го, когда второй фильм ещё не был закончен. Фильм был построен по принципу цикла «Ну, погоди!» — как погоня отрицательных героев (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча) за положительным (Мишей Олимпийским), в ходе которой преследователи попадают в ими самими расставленные «ловушки», а Миша, как и Заяц в первых выпусках «Ну, погоди!», даже не замечает нависшей над ним опасности. Каждый фильм представлял из себя цепочку трюков, объединённых общей задачей и «слоганом» «А Баба-Яга против!» (аналогом реплик «Ну, погоди!» в одноимённом цикле и «Ребята, давайте жить дружно!» в серии фильмов А.И.Резникова о коте Леопольде). Группой была проделана серьёзная работа, фильм был непростым по изобразительному решению (об этом можно судить даже по нетрадиционному характеру контура). Хотя Пекарь в своей режиссёрской деятельности больше не брался за эксцентрические сюжеты, этот необычный для него фильм не лишён определённых достоинств. Очень своеобразно цветовое решение, типажи отрицательных героев, созданные Татьяной Колюшевой, предельно осовременены. Достаточно вспомнить Бабу-Ягу с маникюром, в пиджаке-жакете и женских сапогах, и Кощея в плаще, брюках и с короной-бейсболкой. Особенно хороши миниатюрный «одомашненный» Змей Горыныч и Избушка на курьих ножках, в пластике которой Пекарь использовал опыт работы над их с В.И.Поповым фильмом «Сокровища затонувших кораблей» (там схожим образом был сконструирован и двигался подводный научно-исследовательский аппарат «Нептун»).

Первоначально, в ходе разработки идеи, три фильма цикла имели индивидуальные названия: первый — «Талисман», второй – «Самоходная избушка», третий – «Мы – чемпионы!». Причем сюжеты двух первых выпусков в целом остались без изменения – в первом фильме Баба-Яга хочет задержать Мишу Олимпийского на его пути в Москву, во втором – похитить памятные сувениры для гостей Олимпиады. Что касается третьего фильма, то его тема в ходе работы над сценарием менялась: в первом варианте, обсуждавшемся в апреле 1978 года, предлагалось сделать двигателем сюжета желание Бабы-Яги погасить Олимпийский огонь, но это было воспринято некоторыми членами сценарно-редакционной коллегии студии (в частности, Ф.С.Хитруком), как изображение некоей диверсии на грядущей Олимпиаде. Члены коллегии настаивали также на том, чтобы акценты в будущем цикле были расставлены правильно, и отрицательные персонажи были не врагами олимпийского движения, а противниками Миши Олимпийского (персонально), чтобы их конфликт строился не на вражде, а на конкуренции (что отразилось в репликах Бабы-Яги: «Почему он, а не я?» в адрес Миши). Эти пожелания были учтены, и сюжетом третьего выпуска стало исправление отрицательных героев, которые должны были участвовать в спортивных состязаниях, используя свои традиционные атрибуты – метлу, ступу и т.п. Таким замысел выглядел и в конце 1978 года, когда первый выпуск запускался в производство. Однако впоследствии авторы вернулись к первоначальной теме третьего фильма, только заменили желание погасить Олимпийский огонь на стремление зажечь его раньше Миши.

Уже неоднократно предпринимались попытки трактовать сюжет цикла как аллегорию бойкота Московской Олимпиады западными державами, однако такое прочтение не выдерживает критики. Решение о бойкоте Олимпийских Игр принималось уже в 1980 году, после вторжения советских войск в Афганистан, к этому времени первый фильм был давно закончен, работа над вторым близилась к завершению, а третий был уже в производстве. Что же касается идеи серии, то, как видно из изложенного выше, она разрабатывалась ещё в 1978 году.

Ещё один фильм «олимпийского пакета» был сделан в жанре киноплаката. Это – «Большая эстафета» И.С.Аксенчука, который очень часто брался за съёмки фильмов подобного жанра. Фильм рассказывает об истории зарождения идеи Олимпийских Игр в античном мире, о забвении олимпийских идеалов на много веков, и о возрождении их в новое время. Почти вся вторая половина картины повествует об истории современных Олимпиад и завершается приглашением в гостеприимную олимпийскую Москву. При этом некоторые деликатные моменты олимпийской истории в фильме опущены (например, Берлинская Олимпиада 1936 года).

Первоначально, как уже рассказывалось выше, студия планировала снять одночастёвый фильм «Между жатвой и сбором винограда», выпуск которого планировался уже в 1978 году. Его сценарий писали лауреат конкурса на лучшую спортивную книгу В.Кукушкин и лауреат конкурса на лучший спортивный фильм В.Штейнбах, режиссёром должен был стать В.И.Морозов. Согласно аннотации, «в занимательной форме фильм рассказывает об истории Олимпийских игр, о служении спорта делу мира и сближения народов». Однако запуск этой работы в производство был отложен, а замысел видоизменился, и позже, в 1978 году, на «Союзмультфильме» предполагалось снять уже три фильма об истории Олимпийских Игр – «Между жатвой и сбором винограда» (об олимпиадах античности), «Возрождение» и «Олимпийская эстафета» (о современной олимпийской истории). Были подписаны договора с авторами на написание сценариев этих картин, в сценарную группу вошли режиссёр Ф.С.Хитрук и художник-постановщик В.Н.Зуйков. Однако выяснилось, что на «Мосфильме» Юрий Озеров по заказу Международного Олимпийского Комитета замышляет большой художественно-публицистический фильм об Олимпиаде, в который предполагается включить мультипликационные вставки аналогичного содержания. Поэтому выпуск анимационных фильмов на том же материале был сочтён нецелесообразным, и работа над сценариями была приостановлена. «Союзмультфильм» вёл переговоры с «Мосфильмом», предлагая приобрести уже заключённые договора на сценарии, однако «Мосфильм» отказался от этого предложения. В результате рисованные вставки в фильм Ю.Н.Озерова и Б.Н.Рычкова «О спорт, ты – мир» в 1980 году сняла группа Ф.С.Хитрука (об этом пойдёт речь чуть ниже), причём они рассказывали только об истории Олимпиад древности. Очевидно, тема третьего задуманного фильма («Олимпийская эстафета») осталась невостребованной, и именно она легла в основу ленты Аксенчука. Литературный сценарий был закончен и утверждён в августе 1978-го, подготовительные работы начались в мае 1979-го, а готовность фильма была заактирована в последний день того же года (прокатное удостоверение получено уже в январе 1980-го).

И наконец, к Олимпиаде-80 был приурочен выход тринадцатого выпуска самого популярного советского мультипликационного цикла – «Ну, погоди!» (режиссёр В.М.Котёночкин, авторы сценария – А.Е.Курляндский и А.И.Хайт, художник-постановщик – С.К.Русаков, 1980 год). К сожалению, этот выпуск в какой-то мере оправдал свою нумерацию и стал одной из наименее удачных работ серии. Возможно, сказались спешка и сценарная «обязаловка». На этот раз в качестве сюжетной основы использовалась «международная» тема – фабула строилась на том, что Волк постоянно путает Зайца с его «родичами» — спортсменами с разных континентов. Как и во многих других выпусках «Ну, погоди!», литературный сценарий был длиннее на целый эпизод и завершался очередной спортивной погоней (в форме спортивной ходьбы), но Котёночкин сократил такое окончание. Тем не менее Волк и Заяц, вслед за казаками Владимира Дахно, тоже стали олимпийскими чемпионами. Эта работа была разрешена к выходу на экраны в начале апреля 1980 года.

Не все сценарии олимпийской тематики пошли в работу на «Союзмультфильме», некоторые из них остались невоплощёнными. Так, в архивах сохранился литературный сценарий Владимира Аленикова и Александра Мостового «Приключения олимпийского медвежонка». Он состоит из семи сюжетов, в каждом из которых Миша Олимпийский помогает спортсменам выиграть соревнование или установить рекорд каким-либо комичным и парадоксальным способом. Вероятно, он был забракован, и теперь хранится в рукописном отделе Государственного центрального музея кино.

Продолжение следует.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes