Олимпиада на мультэкране: Мульттелефильм

В этой части статьи Георгия Бородина про олимпийские мультфильмы в Советском Союзе речь пойдет про творения режиссеров телевизионного творческого объединения «Экран».

Позже всех в «предолимпийский марафон» включилась студия «Мульттелефильм», входившая в Творческое объединение «Экран» Центрального Телевидения. Здесь инициатива создания мультфильмов олимпийской тематики исходила от главного редактора Э.И.Бабахиной. К сожалению, большинство «олимпийских» лент этой студии отличает довольно низкое художественное и техническое качество, что объясняется, видимо, не только худшей отлаженностью производственных процессов, чем на «Союзмультфильме», но и чрезвычайно сжатыми сроками, в которые эти фильмы создавались.

Самой своеобразной продукцией «Мульттелефильма» олимпийского года стал целый «пакет» короткометражных фильмов длиной преимущественно от одной до двух с половиной минут. В каждом из них два клоуна разыгрывают короткую пантомиму-репризу на тему одной из олимпийских дисциплин. Название вида спорта почти автоматически становилось названием картины. Такие фильмы оказались весьма удобны для заполнения промежутков между телепередачами, особенно учитывая отсутствие на советском телевидении рекламных пауз (для рекламных роликов отводилось специальное время, обозначенное в программе).

Именно эти фильмы, можно сказать, дали начало специфическому формату, характерному для «Мульттелефильма», и ставшему очень распространённым на телевидении в 1980-е годы – «микрофильму» (ранее мультфильмы длиной в несколько минут, не носившие рекламного или служебного характера, были большой редкостью даже на советском ТВ).

Сценарии цикла микрофильмов «Олимпиада-80» писали ведущие советские юмористы (Аркадий Хайт, которому принадлежит наибольшее количество сюжетов этих роликов, Эдуард Успенский, Михаил Липскеров, Ирина Марголина, Григорий Остёр, Александр Курляндский, Александр Семёнов, Борис Ларин, Леонид Лиходеев, Анатолий Тараскин и другие). Режиссёрами были А.И.Резников, О.Д.Чуркин, Р.А.Страутмане, Ю.А.Бутырин, Б.А.Акулиничев, В.Б.Меджибовский, В.А.Самсонов, К.Г.Малянтович, Н.О.Лернер, К.Е.Романенко и Д.Н.Бабиченко.

Всего в 1980 году было выпущено двадцать пять микрофильмов, однако ещё восемь короткометражных лент с теми же героями и аналогичным содержанием, снятых режиссёром Олегом Чуркиным, датированы 1981 годом и выделены в отдельный цикл – «Спорт». Очевидно, это связано с тем, что часть сценариев, приобретённых студией у авторов и оплаченных, осталась невостребованной, и была запущена в производство уже после завершения Олимпиады. А возможно, на 1981 год были отложены сюжеты, обыгрывающие виды спорта, не входившие в олимпийскую программу. Для кого-то из авторов эти маленькие фильмы стали первой (а иногда – и единственной) режиссёрской работой, для кого-то (Д.Н.Бабиченко) – наоборот, завершали творческий путь.

Более крупными по метражу работами в 1980 году дебютировали в режиссуре два молодых на тот момент мультипликатора – А.И.Федулов и Б.Д.Тузанович. Они сняли по одному фильму с участием Миши Олимпийского длиной в четыре – четыре с половиной минуты каждый, оба – по сценариям А.В.Тимма. В «Нокауте» Бориса Тузановича Миша защищает малышей от хулигана и курильщика Барбоса, в «Метаморфозе» Александра Федулова – заставляет ленивого быка заняться спортом. Хотя фильмы эти почти не представляют интереса, но авторы, для которых они явились «путёвкой в режиссуру», оставили весьма заметный след в мультипликационном кино.

Еще более крупный – почти девятиминутный – фильм снял в 1979 году Б.А.Акулиничев. Это была первая картина олимпийской тематики на «Мульттелефильме» — «Олимпийский характер» (авторы сценария – Э.Успенский, В.Винницкий, Ю.Шмалько, художник-постановщик – С.П.Тюнин). В ней, как и в ленте «Кто получит приз?», изображались соревнования животных с участием Олимпийского Миши. Но, в отличие от работы В.М.Котёночкина, действие в «Олимпийском характере» было перенесено в условное пространство газетных страниц, что позволило авторам применить приём «оживших слов», обозначающих предметы или явления. Комментировал соревнования репортёр-воробей, которого в первой редакции очень ярко озвучил Роман Карцев (перед выпуском на телеэкраны его реплики были переписаны, и интонационная окраска поблекла). Интересно, что в этой картине поднималась редкая для советского кино тема допинга – он был представлен в виде летающего слова «оса», которое пыталось ужалить одного из участников соревнования. Для ясности пришлось растолковать в одной из реплик, что допинг – это «наркотик такой, запрещённое средство».

Единственную крупную кукольную ленту к Олимпиаде снял в 1980 году К.Г.Малянтович. Это – «Топчумба», экранизация одноимённой сказки Б.В.Заходера (художник-постановщик – И.В.Дегтярёва). Авторы вовремя заметили сходство главного героя заходеровского сюжета с медвежонком Мишей. Учитывая спортивную тематику сказки, такой фильм пришёлся очень кстати в олимпийский год.

Но самой крупной по метражу (почти 17 минут) «олимпийской» работой «Мульттелефильма» и, пожалуй, наиболее удачной является фильм А.И.Солина «Колесо Фортуны» (1980, автор сценария Л.И.Лиходеев, художник-постановщик И.А.Пшеничная). Сценарий Леонида Лиходеева изначально требовал серьёзной переработки, которая и была произведена режиссёром. Однако из-за временных затрат на переделку сценария сроки производства фильма были сильно сжаты. Это подтолкнуло Солина и Пшеничную к отказу от фонов и целлулоида и выбору необычной технологии: весь фильм снят на листах «кальки» (контур нанесён ручкой и раскрашен цветными карандашами), при этом декорационное решение упрощено до минимума и сведено к нескольким деталям, которые рисовались заново на каждой фазе движения. Содержанием работы вновь стала фантазия на древнегреческие темы, как и в фильме Дахно «Как казаки олимпийцами стали». Однако с Аресом на сей раз соревновался Геракл, олицетворяющий спортивную доблесть и честность. В пародийном поединке героев, как и в картине Дахно, изображались многие современные виды спорта. История создания этой ленты изобилует любопытными деталями. Это и попытка привлечения к работе Ю.И.Визбора (к сожалению, песня, написанная им для фильма, не пригодилась, но их отношений с режиссёром это не испортило), и неожиданное предложение композитора фильма Ш.Э.Каллоша Солину продирижировать хором во время записи музыки (с чем Анатолий Иванович с честью справился, имея за плечами опыт выступления, в том числе сольного, в детском хоре). Трудоёмкий фильм был сдан в срок и демонстрировался во время Олимпиады. До сих пор эта картина смотрится с интересом, несмотря на несколько замедленный темп действия.

Мало кто знает, что весьма популярный фильм А.И.Резникова «Раз – ковбой, два – ковбой» изначально тоже задумывался как «олимпийский». По первоначальному варианту сценария пародийные ковбойские драки, стычки и погони происходили ради выигрыша билета на Олимпийские Игры в Москву. Именно возможность попасть на Олимпиаду была пружиной конфликта. Литературный сценарий уже был принят, и Резников, не будучи формально в запуске, набрасывал эскизы героев, придумывал мизансцены и вёл подобную подготовительную работу. Однако выяснилось, что сроки не позволят завершить эту картину к Олимпиаде, и работа была законсервирована. Позже Резников с Аркадием Хайтом переписали сценарий, изменив сюжет и исключив из него «олимпийские» мотивы. Фильм был возобновлён, и вышел на экран в 1981 году. Режиссёр был даже рад этой метаморфозе – благодаря ей лента стала долговечнее.

Продолжение следует.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , , , , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes