Олимпиада на мультэкране: Забег Союзмультфильма — I

Продолжаем публикацию статьи Георгия Бородина, посвященной олимпийской теме в советской мультипликации. Вторая часть текста посвящена некоторым фильмам, созданным на киностудии «Союзмультфильм», в том числе картинам Вячеслава Котеночкина, Бориса Дежкина и Инессы Ковалевской.

Первой была запущена и снята лента В.М.Котёночкина «Кто получит приз?» — запуск состоялся в сентябре 1978 года, плановая сдача была назначена на март 1979-го (прокатное удостоверение фильм получил 16 апреля). В сценарии В.Г.Сутеева рассказывалась «предыстория» Миши Олимпийского, объяснялось, как и за что он стал олимпийским талисманом. В сюжете особо подчёркивалось, что высокую честь Миша заслужил не столько своими спортивными успехами, сколько моральными качествами: честностью, взаимовыручкой, жертвенностью, сочувствием к окружающим. Миша формально проигрывал лесные соревнования, но тем не менее был признан их победителем за проявление истинной спортивной доблести. Художник-постановщик Н.С.Ерыкалов первым из мультипликаторов выполнил задачу превращения эскиза Чижикова в мультипликационный типаж, декорационная часть фильма была выполнена его партнёром – одним из лучших живописцев студии А.В.Винокуровым. При запуске картины «Кто получит приз?» на заседании сценарно-редакционной коллегии обсуждалась возможность сделать Мишу «пушистым», применяя для этого различные способы (в частности, торцовку). Впрочем, на студии было принято решение, что в каждом фильме режиссеры и художники-постановщики будут самостоятельно трактовать внешний облик мультипликационного Миши, и единого подхода к типажу не возникло.

Николай Ерыкалов. Эскиз к фильму "Кто получит приз?". Собрание Фонда анимации Государственного центрального музея кино

Николай Ерыкалов. Эскиз к фильму «Кто получит приз?». Собрание Фонда анимации Государственного центрального музея кино

Александр Винокуров. Эскиз к фильму "Кто получит приз?". Собрание Фонда анимации Государственного центрального музея кино

Александр Винокуров. Эскиз к фильму «Кто получит приз?». Собрание Фонда анимации Государственного центрального музея кино

Разумеется, в «олимпийском проекте» невозможно было не задействовать Б.П.Дёжкина – виртуозного мультипликатора; режиссёра, заработавшего известность картинами спортивной тематики. Однако к 1979 году он находился уже не в лучшей творческой и физической форме. Мешал и возраст, и прогрессирующая потеря зрения. Хотя на стадии написания сценария (авторы – С.В.Рунге и сам Б.П.Дёжкин) будущий фильм не вызывал серьёзных опасений. Рабочее название сценария – «Друзей на свете много» (или «Два сувенира»), и темой его была преемственность олимпийских традиций. Фильм рассказывал о дружбе Миши Олимпийского с талисманом предыдущей, Монреальской Олимпиады, — бобром Амиком. Более того, предполагалось, что у этого фильма будет и продолжение – с условным названием «Мы – Олимпийцы!». В первом фильме Миша и Амик должны были познакомиться, подружиться и отправиться в путешествие по Сибири, в олимпийскую Москву. Во втором фильме они должны были дать своеобразный шуточный концерт на московском стадионе. Фильм-концерт – ещё один излюбленный жанр Б.П.Дёжкина, концертные номера он часто вставлял и в свои картины иной тематики. Сохранились рукописные наброски Дёжкина, свидетельствующие, что он уже начинал разработку сюжета второй «серии». Выпуск первого фильма был запланирован на октябрь 1979 года, но работа над лентой затянулась, и он остался единственной воплощённой частью дилогии.

Литературный сценарий начинался с лесного ажиотажа из-за избрания Миши представителем на Олимпиаде. В этот момент на вертолёте в лес прибывает Амик, находит медвежье жилище, просит познакомить его с Мишей, но не узнаёт его, перепачканного мёдом и малиной. Когда Мишу отмывают, Амик торжественно передаёт ему олимпийский пояс. Заяц-марафонец доставляет в лес радиограмму с вызовом в Москву, и Амик с Мишей отправляются в путь, по дороге наблюдая животных, занимающихся различными видами спорта. Финал в разных вариантах сценария (литературном и двух режиссёрских) отличался: в одном случае фильм должен был кончаться отправлением талисманов в путешествие, в другом – приключением на реке, когда Амик отставал от Миши, уплывшего на надувной лодке, догонял его на каноэ, и они чудом спасались после кораблекрушения. В литературном же сценарии Миша и Амик благополучно проплывали по сибирской реке (причём Миша рассказывал Амику о новых стройках, плотинах, заводах, нефтяных вышках), и последним эпизодом было их путешествие по шоссе в кабине грузовика. Миша засыпал на плече у Амика, а перед ветровым стеклом на нитке уже висела фигурка маленького сувенирного Миши. Третий вариант финала из ещё одного экземпляра литературного сценария, сохранившегося в личном архиве Дёжкина, рассказывал о встрече Миши и Амика в тайге с тигром, который, увидев на Мише пояс с олимпийской символикой, подвозил на своей спине медвежонка и бобра до трассы БАМа.

Фильм был запущен в подготовительный период в марте 1979 года. Уже в процессе работы над режиссёрским сценарием он приобрёл окончательное название – «Первый автограф», утратил эпизод с передачей олимпийского пояса, и причиной встречи Амика с Мишей стало желание бобра получить у Миши автограф, осуществлённое только в финале, на реке, после крушения. Тем не менее в рабочих раскадровках режиссёра сцена передачи пояса присутствует. Раскадровку и эскизы (художники-постановщики Б.П.Дёжкин и А.В.Винокуров) худсовет оценил очень высоко (есть сведения, что на том этапе художником-постановщиком фильма был Ю.В.Мещеряков), раскритиковав лишь музыку. Судя по рабочим записям Дёжкина, в качестве кандидатур композиторов он рассматривал Алексея Рыбникова и Игоря Ефремова, однако остановился на Викторе Лебедеве, хотя от этого выбора и предостерегал худсовет. Однако в процессе производства начались сложности. Из-за длительной болезни режиссёра сроки неоднократно переносились, и закончен он был лишь в конце января 1980 года. В процессе работы фильм очень сильно изменился, потерял множество выписанных в сценарии остроумных деталей (хотя еще во время приёма подготовительных работ Святослав Рунге пожелал, «чтобы Дёжкин придерживался того хорошего, что было им самим найдено»), сценарно-редакционная коллегия студии неоднократно признавала необходимость внесения в рабочий материал поправок. В довершение всего, исправлений потребовала и редакционная коллегия Госкино, для чего фильм был отправлен на переработку, и окончательно принят только 26 февраля. В архиве режиссёра, например, сохранились целлулоидные фазы, на которых Амик и Миша пьют, соответственно, Кока-Колу и квас (в картине этого эпизода нет). Несмотря на многочисленные рисунки Миши и Амика в резиновой лодке в раскадровках и эскизных рисунках, сохранившихся в режиссёрском архиве, из разнообразных вариантов финала Дёжкин выбрал встречу Миши и Амика с тигром, тоже охотящимся за Мишиным автографом (однако, в отличие от рабочих раскадровок и компоновок, в фильме отсутствует заключительный план, где бобёр с медвежонком должны были ехать на тигре верхом). Кроме того, вместе с другими деталями из картины исчезла почти вся олимпийская и национальная символика, из-за чего сюжет окончательно перестал читаться, а значение фигуры бобра стало вовсе туманным – никаких намёков на связь этого героя с Монреальской Олимпиадой, и вообще – с Канадой, не осталось. Очевидно, что это было связано с международными политическими осложнениями начала 1980 года, с массовым бойкотом Олимпийских Игр, одним из инициаторов которого первоначально выступила Канада. Инициатива эта была обнародована в январе 1980 года, практически одновременно с завершением работ над первой редакцией фильма. И, хотя впоследствии Канада в бойкоте участия не приняла, на тот момент появление её символики рядом с символикой Московской Олимпиады было неприемлемым. Это предположение объясняет многие метаморфозы, которые претерпела картина. В частности, по сравнению с эскизными рисунками Дёжкина, сильно изменилась внешность бобра – он утратил одежду (вместе с эмблемой Монреальской Олимпиады), сохранив при этом первоначальные пропорции и строение корпуса. Исчезли и реплики Амика, приветствующего медвежью семью: «Хеллоу! Я – Монреаль, Канада!» — и многие другие, хотя и в диалоговом листе, заготовленном для озвучания, и в режиссёрских разработках мимики бобра подобные фразы фигурировали. Вполне вероятно, что эти детали были удалены из фильма уже в процессе переработки, вызванной требованиями Госкино. В любом случае, «Первый автограф» в итоговом варианте может считаться одной из наименее удачных работ «олимпийского проекта».

И.А.Ковалевская, взявшись за олимпийскую тему, осталась верна своему излюбленному жанру – детскому музыкальному фильму. Её картина «Салют, Олимпиада!», законченная в октябре 1979 года, представляет собой рисованное ревю из трёх песен на стихи Михаила Пляцковского, исполняемых музыкальным ансамблем животных под руководством Миши Олимпийского. Предполагалось, что композитором фильма станет В.Я.Шаинский, однако в итоге музыку писал Анатолий Быканов, с которым ранее Ковалевская уже сделала мюзикл «Сказка о попе и о работнике его Балде» и фильм «Горный мастер». Художником-постановщиком картины был Александр Волков, а все вокальные партии исполнил Владимир Винокур. Несколько песен, звучащих в фильме, впоследствии тиражировались на пластинках из детского звукового журнала «Колобок».

В том же 1979 году по заказу Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами Л.Л.Каюков снял фильм «Где же медвежонок?». Эта работа преследовала сразу несколько рекламных целей: во-первых, рассказывала иностранным гостям Олимпиады о некоторых достопримечательностях Москвы (цирке, зоопарке, театре зверей и др.), во-вторых, рекламировала типичные русские сувениры (матрёшек, самовары, богородские или дымковские игрушки, и т.п.), в-третьих, пропагандировала удобства и быстроту перемещения по олимпийским городам Советского Союза во время проведения Игр. Сценарист М.Ф.Липскеров с виртуозной изобретательностью соединил эти разнообразные темы в едином сюжете (поисках медвежонка Миши его друзьями-сувенирами), украсив его целым рядом остроумных деталей. Художником-постановщиком картины выступила Валентина Гилярова. Работа, по-видимому, была завершена в самом конце 1979 года, прокатное разрешение было выдано в конце января 1980-го.

Продолжение следует.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , , , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes