Олимпиада на мультэкране: Миши Евгения Мигунова

Я решил републиковать статью Георгия Бородина именно из-за этой части, в которой можно полюбоваться отличными пиктограммами Олимпийских игр 1980 года, которые подготавливались Евгением Тихоновичем Мигуновым. Смотрим, читаем и наслаждаемся!

Рассказ о вкладе мультипликаторов в подготовку к Олимпиаде был бы неполон, если бы осталось неупомянутым их участие в разработке самого олимпийского талисмана – Миши. Здесь необходимо особо отметить участие двух деятелей мультипликационного кино: мастера-изготовителя кукол Павла Павловича Гусева и художника-постановщика и режиссёра Евгения Тихоновича Мигунова.

П.П.Гусев контактировал с автором Миши Олимпийского – В.А.Чижиковым – ещё в процессе создания образа. Он был привлечён к этой работе как скульптор и участвовал в обсуждениях и корректировке эскизов. В частности, по словам П.П.Гусева, именно он порекомендовал Чижикову поместить олимпийскую эмблему на пояс талисману, когда художник бился над проблемой размещения этой символики на эскизе. Гусев в это время работал над образом куклы с аналогичным поясом. Позже, когда рисунок Миши уже был готов и опубликован в «Правде» (и не только там), Гусев получил от ЦК ВЛКСМ заказ на изготовление объёмной, скульптурной фигуры этого героя. По рисункам Чижикова, позаимствованным в редакции «Правды», Гусев сделал два скульптурных изображения медвежонка – величиной в 7 и 16-18 сантиметров соответственно. В изготовлении фигур принимала участие узбекская организация «Италпласт». Гусев сдал эту работу заказчику и больше не интересовался её дальнейшей судьбой. Не исключено, что именно по этим образцам тиражировались многочисленные объёмные фигуры Миши Олимпийского, и возможно, был сделан даже тот резиновый медвежонок, который участвовал в легендарной церемонии закрытия Игр.

По этим же образцам Гусевым была создана мультипликационная шарнирная кукла Миши Олимпийского, обшитая мехом (величиной в 22-25 см), которая участвовала в единственном объёмном фильме на олимпийскую тематику, снятом на «Союзмультфильме» — небольшом рекламном ролике «Первый олимпийский рекорд», над которым работал режиссёр И.Я.Боярский по заказу «Главспортлото». Ролик рекламировал Международную олимпийскую лотерею «Спортлото», его главный герой выигрывал деньги («до 10 000 рублей») и путёвку на Московскую Олимпиаду, причём и то, и другое получал из лап медвежонка Миши. Вместе с другим рекламным роликом – «6 из 49», в котором действовал тот же главный герой, — «Первый олимпийский рекорд» составил небольшой фильм «Играйте в Спортлото». Общий хронометраж обоих роликов – 112 метров, из них 32,4 метра пришлись на долю олимпийского сюжета. Авторами сценария выступили В.Б.Ливанов и М.Ф.Липскеров, художником-постановщиком – Н.Г.Титов, композитором – М.А.Меерович. Лента «Играйте в Спортлото» была запущена в производство в мае, а разрешена к выпуску на экраны в сентябре 1978 года, задолго до завершения съёмок фильма «Кто получит приз?», так что, строго говоря, именно этот короткий сюжет стал первой «олимпийской» работой «Союзмультфильма». Долгое время он считался утраченным, но совсем недавно на студийной фильмотеке были обнаружены его исходные материалы и позитивная копия.

Вклад Е.Т.Мигунова в создание образа Миши был не менее значительным. После того как В.А.Чижиков создал основной эскиз Миши – в единственном ракурсе и «канонической» позе, – возникла необходимость сделать и размножить образцы изображений медвежонка для художников, которые будут заниматься праздничным оформлением Москвы и разнообразной рекламной и информационной олимпийской продукции. Эта работа легла на плечи Е.Т.Мигунова – известного к тому времени художника книжной и журнальной графики, карикатуры и диафильма. После того как Евгений Тихонович создал для октябрятского календаря «Звёздочка» серию изображений Миши, занимающегося различными видами спорта, ему поступил заказ от Олимпийского комитета: повторить аналогичную работу, причём – сделать каждый рисунок в нескольких экземплярах, в различной технике – в качестве пособия для художников-оформителей. Мигунов позвонил Чижикову, договорился о поддержке им этого проекта («Давай ты будешь Гагариным, а я – Титовым!» — пошутил Мигунов в телефонном разговоре) и, получив его согласие, приступил к исполнению заказа. В короткие сроки Мигуновым был сделан грандиозный объём трудоёмкой работы: двадцать одна серия рисунков Олимпийского Миши в различных техниках (от гуаши до сепии и силуэта), включая образцы конструкции персонажа и рисунки с масштабной «решёткой» для соблюдения пропорций. Миша был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей Олимпиады и несущим олимпийский факел. Работа была сдана Олимпийскому комитету, и именно по этим образцам и «регламентам» оформлялись многие стенды и щиты на московских улицах, фотоизображения которых попадали позже в газеты. Неудивительно, что такое специфическое задание было выполнено именно художником мультипликационного кино, знакомым с принципами конструкции киноперсонажа и с понятием компоновки. Ведь, как отметил тот же П.П.Гусев, типаж Миши не очень удобен для мультипликации: короткие «ноги», близко посаженные «руки», специфический поворот шеи на эскизе, при изменении которого искажается образ – всё это создавало большие трудности как при «обкатке» этого героя в мультипликационном кино, так и при изменении ракурса и позы. Мигунов смог виртуозно преодолеть все эти сложности, не потеряв при этом обаяния чижиковского персонажа. Кстати, как и у В.А.Чижикова, у Е.Т.Мигунова остались серьёзные претензии к Оргкомитету Олимпиады как по части оплаты, так и по части соблюдения условий использования результатов его труда. К Олимпиаде рисунки Мигунова (не в полном объёме) были изданы в серии буклетов, на каждом из которых стоял «копирайт» Оргкомитета Олимпиады и полностью отсутствовало упоминание фамилии Мигунова (не говоря о Чижикове). И лишь в упомянутой книге К.Г.Ческидова «Художник и олимпийская Москва» некоторые рисунки из этой серии были опубликованы с указанием авторства. В архиве же Мигунова сохранилось большое количество неопубликованных вариантов рисунков, созданных в процессе выполнения того крупного заказа.

Нельзя не упомянуть и об участии художников мультипликации в оформлении «олимпийских» выпусков периодических изданий. Издавна мультипликаторы плодотворно работали в книжной и журнальной графике, рисовали плакаты и открытки, и период подготовки к Олимпиаде не стал исключением. Аниматоры-карикатуристы участвовали в оформлении сатирического журнала «Крокодил» рисунками и текстами на спортивную тематику. Тот же Е.Т.Мигунов, например, создавал обложку «олимпийского» номера журнала «Радио», а И.Б.Урманче – обложку детского звукового журнала «Колобок» за июль 1980 года. А в целиком посвященном Олимпиаде июльском номере детского журнала «Весёлые картинки», с которым во все времена охотно сотрудничали художники мультипликации, поучаствовала целая плеяда аниматоров – Э.В.Назаров, В.М.Угаров, Вяч.Г.Наумов, а также С.П.Тюнин, который как раз в эту пору тоже начал участвовать в создании мультипликационных фильмов.

Обложка детского звукового журнала "Колобок" (№ 7, 1980 г.). Художник Ильдар Урманче

Обложка детского звукового журнала «Колобок» (№ 7, 1980 г.). Художник Ильдар Урманче

Евгений Мигунов. Эскиз обложки журнала "Радио" (1980). Из архива художника

Евгений Мигунов. Эскиз обложки журнала «Радио» (1980). Из архива художника

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes