Олимпиада на мультэкране: Продолжение следует

Заключительная часть статьи Георгия Бородина об отечественной мультипликации Олимпийских игр.

…Наступил июль 1980-го, Московская Олимпиада была открыта. К этому моменту все фильмы, приуроченные к этому событию, уже шли в кинопрокате и на телеэкране. Но и в ходе проведения Олимпийских Игр, и после церемонии их закрытия аниматоры не бросали олимпийской темы, она продолжала оставаться для них актуальной. Как уже рассказывалось выше, в фильме Ю.Н.Озерова и Б.Н.Рычкова «О спорт, ты – мир!», посвященном проведению «Олимпиады-80», присутствовали анимационные рисованные фрагменты, которые делала группа Ф.С.Хитрука (художники-постановщики – Л.Ю.Кошкина и В.Н.Зуйков). Работа над мультипликационными вставками началась в марте 1980 года, длилась в течение всей Олимпиады, параллельно со съёмками документальной части фильма, и была закончена уже после её завершения – в сентябре 1980-го. Однако в готовый фильм вошел далеко не весь объём снятого Хитруком материала. Напротив, большая часть метража (из снятых 408 метров) осталась невостребованной. Поэтому у Хитрука возникла идея соединить весь отснятый метраж в самостоятельный мультипликационный фильм об истории олимпиад древности. Озеров против этой идеи не возражал, сценарно-редакционная коллегия Госкино и руководство «Союзмультфильма» — тоже. В августе 1981 г. этот проект был включён в тематический план следующего года.

С сентября 1981-го по май 1982-го группа занималась досъёмками и перемонтажом, после чего картина вышла на экраны под названием «Олимпионики». Это – несколько иронический, но очень содержательный рассказ о зарождении, развитии и упадке традиции греческих Олимпиад, изложенный с помощью закадрового комментария, прочитанного З.Е.Гердтом. В отличие от «Большой эстафеты» Аксенчука, в «Олимпиониках» нет подробной информации об олимпиадах XIX-XX веков (им уделена лишь небольшая по метражу концовка), зато античная история изложена очень детально и захватывающе. В изобразительном решении художники ориентировались на древнегреческие памятники, прежде всего – вазовые росписи, стилизуя под них и персонажи, и декорации, вплоть до имитации трещин. В картине много натурных кадров, а особо интересен в ней покадровый монтаж фотографий барельефов Пергамского алтаря, снятый Ю.Б.Норштейном. Фильм завершается документальными кадрами открытия Олимпиады-80 в Москве. А за участие в создании картины «О спорт, ты – мир!» Хитрук получил в 1982 году свою вторую Государственную премию СССР.

Но и в 1990-е годы Миша Олимпийский вновь вернулся на мультипликационный экран. В 1996 году, в период подготовки к Олимпиаде в Атланте, на киностудии «Аргус Интернейшнл» по заказу Национального Олимпийского Комитета России режиссёр  Р.Е.Митрофанов снял рисованный фильм «От Олимпа до Атланты» («Русский Орешек»). Фильм был приурочен к 100-летию мирового олимпийского движения, поэтому в первой его части перед зрителем вновь прошла ретроспектива многовековой истории олимпиад, завершавшаяся легендарным отлётом Олимпийского Миши со стадиона в Лужниках. Во второй части – Миша тренировал мальчика-«орешка» для соревнований в Атланте. По замыслу режиссёра, фильм должен был заканчиваться показом побед «русского орешка» на Олимпиаде, однако это не было реализовано (впрочем, продюсер В.М.Репин не подтверждает этой информации и заявляет, что сюжет был воплощён в полном объёме).

«Олимпийская история» отечественной анимации не прекратилась и в XXI веке. В 2004 г., перед Олимпиадой в Афинах, когда талисманом российской олимпийской сборной стал Чебурашка, на студии «Кристмас Филмз» были сняты три 15-секундных ролика с этим персонажем. Режиссёром их был В.И.Тарасов, художником-постановщиком – С.П.Тюнин. Поэтому афинская Олимпиада останется в истории российской мультипликации не только попыткой сценариста Э.Н.Успенского самовольно распоряжаться типажом Чебурашки, созданным Л.А.Шварцманом, и последовавшей волной возмущения в анимационном сообществе, но и новыми рисованными кадрами.

Таким образом, можно смело говорить о том, что вклад отечественных мультипликаторов в олимпийское движение оказался в итоге не менее достойным, чем вклад архитекторов, скульпторов, дизайнеров, графиков, живописцев, монументалистов и художников других специальностей.

…XXII летние Олимпийские Игры в Москве ушли в историю, хотя многие посвящённые им фильмы живы до сих пор. Остался в памяти соотечественников и талисман той Олимпиады – Миша Олимпийский, в чём тоже есть немалая заслуга мультипликаторов. А спустя 27 лет российский город вновь был избран столицей XXII Олимпийских Игр, на этот раз – зимних. В тот момент, когда писалась эта статья, до открытия Олимпиады в Сочи оставалось меньше полутора лет. Когда такой же срок оставался до московских Игр, некоторые мультипликационные картины про Олимпиаду уже были завершены, а большинство – находилось в производстве или готовилось к запуску. Отразится ли Сочинская Олимпиада в искусстве анимации? Останутся ли её талисманы в памяти россиян? На сегодня неизвестно о каких-либо анимационных проектах, посвящённых грядущему спортивному событию, хотя попытки заявить эту тему в анимационном кино в 2010 году были предприняты. Возможно, к Олимпиаде-2014 будут приурочены лишь отдельные серии популярных анимационных телесериалов (например, «Смешариков») да короткие телезаставки. Неизвестно, кто от этого потеряет больше – российская анимация или история отечественного спорта…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes