Ишу Патель

Сегодня я хочу рассказать об удивительном канадском аниматоре Ишу Пателе /Ishu Patel/. Его фильмы в свое время заставили меня обратиться к богатому миру авторской анимации.
Ишу Патель

Ишу Патель (или Пател) родился в Индии, под Ахмедабадом. Его родители, некрупные землевладельцы, смогли обеспечить сыну образование сначала в Индии, потом в Швейцарии. Обучаясь в Швейцарии, талантливый Ишу Патель выиграл грант Фонда Рокфеллера на обучение анимации в Северной Америке и выбрал Национальный киносовет Канады (NFB) в качестве места стажировки.

С этого начался путь замечательного режиссера.

Сразу опубликую галерею с кадрами из его фильмов. Сами фильмы — ниже.

Именно в NFB он и снял свой дебютный фильм «Как смерть пришла на землю» /How Death Came to Earth, 1971/. В древней индийской легенде, рассказанной Пателем, чувствовалось прямое влияние его учителя, итальянского аниматора Джулио Джанини /Giulio Gianini/.

Во время короткого возвращения на родину Патель преподавал в Ахмедабадском институте графических искусств и снял «Три подарка» /The Three Gifts, 1972/ – своеобразный аналог сказки о золотой рыбке, но на индийский манер. Одна бедная семья могла попросить у богини Кали исполнить три любых желания, но потратила такую возможность впустую и осталась ни с чем.

В 1973 году Ишу Патель возвращается в Монреаль и становится постоянным режиссером NFB. Первым делом он завершает трилогию о сексуальном образовании, начатую еще во время первого визита в Канаду. В нее вошли фильмы About Conception and Contraception (1972), About Puberty and Reproduction (1974) и About VD (1974).

После блока фактически прикладных работ, Патель снял свой самый абстрактный и экспериментальный фильм «Перспектрум» /Perspectrum, 1974/. Изучая возможности передачи различных настроений через одноцветные геометрические фигуры, Патель создал завораживающий фильм-танец линий и симметрий, заслуживающий сравнения с опытами Нормана Макларена.

Кстати, именно Макларен заронил в душу индийского мальчика Ишу Пателя страсть к мультипликации. Однажды в школу, где учился Патель, привезли коробку с фильмами NFB. Причем в подборку вошли картины, к которым индийские дети явно не были приучены. Патель вспоминает: «К всеобщему удивлению, первый фильм, который стал показываться, был не игровой картиной и не обычной анимацией, к которым все уже привыкли. Это было быстродвижущееся абстрактное изображение с замечательной музыкой. Через три минуты оно закончилось, и кто-то воскликнул: «О, нет! Проектор опять сломался!» Но проектор не сломался, просто фильм шел всего три минуты. Все захотели посмотреть его еще раз, и еще раз. Это был Blinkity Blank».

«Игра в бисер» /Bead Game, 1977/ стала реакцией художника на ядерные испытания и создание Индией своей первой атомной бомбы. Патель показывает неиссякаемое пристрастие человечества к агрессивному и воинственному поведению. События 2013-2014 годов лишь подтверждают эту истину.

Кстати, материал для фильма Патель привез из своего путешествия к Морю Баффина, где бисер используется эскимосскими мастерами для украшения предметов быта и одежды. «Игра в бисер» завоевала приз BAFTA как лучший короткометражный недокументальный фильм и была номинирована на Оскар в короткометражной анимации.

Интересно заметить, что сначала Патель планировал использовать для фильма индийскую музыку. Но исполнительный продюсер NFB Дерек Лэмб /Derek Lamb/ настоятельно посоветовал режиссеру взять на музыкальную основу перкуссию, которая в итоге превосходно совпала с визуальным содержание фильма. Так что хорошие продюсеры очень важны и для творческих продуктов.

Следующий фильм «Жизнь после смерти» /Afterlife, 1978/ стал очередным экспериментом с методами повествования и технологиями анимации. Это в принципе характерно для творчества Пателя, когда художник постоянно пробует новые материал, форму и возможности анимации.

Патель решил изобразить загробную жизнь, компилируя воедино представления разных культур о ней, но преимущественно опираясь на индийские верования и свои собственные кошмары и миражи. Получилось невероятное. И совсем не верится, что это пластилин. Я на месте жюри Анси тоже вручил бы этому фильму гран-при.

Последним авторским фильмом мастера стал «Божественный жребий» /Divine Fate, 1993/.

Ишу Патель сейчас не снимает авторские фильмы, но продолжает творчески реализовываться в сериальных и прикладных работах. В частности, он работал в группе «Улицы Сезам», на проектах британского Channel 4 и японского NHK. Одной из лучших рекламных анимационных работ Пателя является его вклад в проект United Airlines.

Надеюсь, вам понравилось творчество Ишу Пателя – классика не только канадской, но всемирной анимации.

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes