Игорь Ковалев: «Наша анимация всегда была немного инфантильной»

Игорь Ковалев

Режиссер Игорь Ковалев дал большое интервью порталу Cinemotion. Очень мягкий и дипломатично выверенный Ковалев рассказывает об инфантилизме российской анимации, проблемах отечественной «индустрии» и отличиях авторского и коммерческого кино. Полная версия – на первоисточнике, у себя же дам выжимку из наиболее интересных цитат.

Отличия американских и наших сериалов:
Американские сериалы очень отличаются от наших. Там все построено на драматургии, на диалогах. Они абсурдные, смешные, в них есть интересные отношения между персонажами, конфликты интересные. У нас много талантливых художников, режиссеров, аниматоров. Но наша сценарная, драматургическая культура очень отличается от западной. Там лучше сценаристы, у нас нет такой сценарной школы. Я не люблю слово «профессионализм», но здесь оно подходит: там более профессиональные сценаристы. Они интереснее делают конфликт. Там может быть очень примитивная анимация, но там есть интересная идея и сценарная основа намного крепче. Посыл для зрителя другой, не такой, как у нас. У нас пока нет такого опыта. Я уверен, что это придет, у нас же только начинают делать сериалы. Я считаю, что это дело времени, что все раскрутится.
Я считаю, что на сегодняшний день все упирается в сценарии, в идеи, в творчество. Аниматоры у нас прекрасные, хоть их и не так много.

Об анимационном образовании:
Нужно больше анимационных школ — например, только в Лос-Анджелесе их в тридцать раз больше, чем в Москве. Из тех, кто заканчивает анимационные школы при американских университетах и колледжах остаются работать в индустрии только 10–12%. Остальные уходят из-за огромной конкуренции. Это при том, что сериалов и полнометражных фильмов там делается намного больше, чем у нас.

О нехватке профессионалов:
К сожалению, [в России] нет школ для профессионалов анимационной индустрии, которые готовили бы именно 3D-аниматоров для больших сериалов и фильмов. У нас пока нет большой анимационной индустрии. Наверное, к этому все придет. Хотелось бы в это верить. Анимационный мир маленький, особенно в России, все друг друга знают. Постоянно звонят: слушай, у тебя нет хорошего аниматора? У тебя нет хорошего художника? Нехватка жуткая. Если в Америке очень большая конкуренция, при которой аниматоры, художники хорошего уровня простаивают, то у нас наоборот, недобор, их нет.

О различиях анимации:
У нас пока не привыкли разделять авторскую анимацию, артхаусную, и зрительскую, массовую. Это два совершенно разных пути, и готовить людей надо по-разному. У нас пока что это объединяется в одно, и когда начинается какой-то сериал или полный метр, продюсеры называют имена режиссеров, зарекомендовавших себя в авторском кино. Я считаю, что это все-таки большая разница. Хотя многие и говорят, что профессиональный опытный режиссер может делать и авторское кино, и работать в индустрии.

О том, для кого делается авторское кино:
Когда я делаю авторское кино, я его делаю только для себя. Я совершенно не думаю о зрителе, это моя игрушка. Я себя чувствую маленьким мальчиком с конструктором или пазлом. В авторских проектах я должен удовлетворить только себя, это мое самовыражение. Когда я работаю над зрительским сериалом или полным метром, я думаю только об аудитории: какая она, сколько ей лет. Ориентируюсь только на аудиторию.
Много времени уходит на работу над коммерческой анимацией. Но даже если бы я не так много времени отдавал сериалам, я бы все равно не смог делать так часто свои авторские фильмы, как мой любимый Прийт Пярн, братья Куай или другие режиссеры. Я бы не смог, потому что идеи, которые меня волнуют, рождаются очень медленно. Я, наверное, просто по натуре очень медленный человек. Мой фильм должен родиться, мне нужно его выносить. Сценарий должен быть мой, дизайн должен быть мой, все должно быть мое. Поэтому я сделал очень мало авторских фильмов.

Об особенностях российской анимации:
Общая тенденция в России всегда была такая: сказочность, некий инфантилизм. Было представление, что анимация — прежде всего для детей. Почему-то боялись самовыражаться, делать фильмы для взрослых. Естественно, были примеры — тот же Хржановский, Норштейн. Но все равно наша анимация всегда была немного инфантильной. Нет настоящего самовыражения, мало режиссеров, которые делают то, что накипело. Когда я смотрю авторские фильмы современных русских режиссеров, я не верю, что это их волнует. Все как-то штампованно: про мальчика, про девочку, про медвежат, про кукол. Люди вот так самовыражаются. Для меня это странно. Самовыражение — это то, что ты вынашиваешь много лет и потом хочешь выплеснуть, что-то новое. Пусть это не очень профессионально, но это что-то острое, чего ты не видел раньше. Таких фильмов, к сожалению, мало. На Западе больше, намного больше режиссеров, которые так самовыражаются.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes