Искусство анимации побеждает

piton

Мой текст про прошедший Суздальский фестиваль также вышел в газете «СК-Новости», pdf-версия которой опубликована на сайте Союза кинематографистов России. Публикую у себя впечатления от прошедшего смотра.

Российская анимация переживает очередной виток своего развития. Появляются новые каналы распространения, выигрываются престижные награды, ширится благодарная аудитория, причем не только в России. В общем, анимация взрослеет.

«Анимационные фильмы стали визитной карточкой отечественной киноиндустрии для зарубежного зрителя. Именно мультипликация наиболее широко представлена на крупнейших международных смотрах, а режиссеры анимационного кино получают множество престижных наград», — отметил председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков в приветственном слове участникам Открытого российского фестиваля анимационного кино, прошедшего в Суздале с 16 по 21 марта.

Единственный в своем роде смотр достижений профессиональной анимации лучше всего фиксирует ситуацию в отечественной мультипликации. Суздальский фестиваль собирает на своей площадке представителей практически всех мультстудий – как создающих авторское кино, так и нацеленных на индустриальные форматы. Смотр фактически доминирует в российском мультмире, являясь точкой отсчета в системе профессиональных координат и знаменуя не только подведение итогов предыдущего, но и начало нового сезона.

Как и ранее, конкурсы фестиваля судили два жюри – авторской и коммерческой анимации.

Председателем авторского жюри стал режиссер Алексей Демин, который во время фестиваля не только судил работы коллег, но и отмечал свое 60-летие. В строгости оценки ему не уступали режиссеры и художники анимации Олег Ужинов, Софья Кравцова и Игорь Макаров, а также композитор Сергей Никитин.

Жюри коммерческой анимации состояло из трех человек – руководителя сети кинотеатров «Московское кино» Василисы Орестовой, главы студии «КиноАтис» Вадима Сотскова и заместителя директора онлайн-кинотеатра Ivi.Ru Ольги Филипук – и выбирало лучшие фильмы в «индустриальных» номинациях полнометражной (победила «Снежная королева 2. Перезаморозка» Алексея Цицилина), прикладной (лидером стал проект «Совы нежные») и сериальной анимации (лучшим признан проект «Ми-ми-мишки», представленный на смотре серией «Лучшее место в мире» режиссуры Алексея Миронова).

Конкурсная программа смотра была как всегда обширной: из присланных на селекцию 267 работ было отобрано 97 фильмов. По сравнению с предыдущим годом, количество претендентов на участие в фестивальной программе увеличилось почти на треть. Причем знаковой для этого года стала активизация сериалов: в течение фестиваля зритель мог познакомиться с героями 35 сериальных миров!

Кстати, Суздальский фестиваль постоянно пытается соблюдать политику открытости и доступности любому зрителю. Профессиональные участники смотра могли посмотреть не только конкурсные программы, но и оставшиеся за бортом селекта 170 картин. Их показывали в специальной медиатеке, работавшей все фестивальные дни. А обычные зрители, живущие в других городах, могли увидеть избранные фильмы фестивальной программы буквально на соседней улице: акция «Открытая премьера», которую оргкомитет Суздальского смотра активно развивает, позволила в дни проведения фестиваля показать анимацию в 150 больших и малых городов и поселков, разбросанных по всей России. Не верится, что за четыре дня акции в кинотеатрах было проведено более тысячи мультипликационных сеансов.

Анимационные фильмы снимаются в России на множестве студий, однако всегда можно выделить лидирующие компании, творческие руководители или продюсеры которых способны не только поддержать запуск качественных сценариев, но и предоставить площадку уже зарекомендовавшим себя режиссерам.

С прошлого года студии-лидеры короткометражной авторской анимации не изменились. Ими продолжают оставаться «Пчела» и «Союзмультфильм».

Фильмы двух студий поделили между собой практически все значимые награды, за исключением гран-при Суздальского фестиваля. И все без исключения фильмы-призеры от «Пчелы» и «Союзмультфильма» созданы представителями молодого поколения мультипликаторов.

moroshka

Лучшим фильмом для детей стала дебютная работа Полины Минченок «Морошка», созданная на киностудии «Союзмультфильм». Режиссер придумала сюжетную линию будущей картины несколько лет назад, еще во время обучения в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения в мастерской Константина Бронзита. Впоследствии фильм был запущен на «Союзмультфильме» и стал продолжением «гастрономически-вегетарианской» сценарной традиции, запущенной на студии прошлогодним вирусным клипом Алексея Алексеева «Муравей и муравьед». История о дружбе огромного зубастого волка и маленькой девочки, которая спрятала серого хищника от охотников, вылечила ему больную лапу и научила вместо овец есть лесные ягоды и блины, несколько эклектична, но в то же время и сказочна по избранному визуальному решению, основанному на соединении европейских и восточных былинных традиций.

tsaplya

Лучшим короткометражным мультфильмом была признана союзмультфильмовская «Мама-цапля». Болотная цапля с голосом Юлии Рутберг встречает потерянных детенышей других животных и из беспечной вертихвостки превращается в заботливую и мудрую маму. Сентиментальная и лирическая сказка подтверждает мастерство режиссера Марины Карповой, умеющей в достаточно простых историях раскрывать глубинные смыслы и эмоциональные течения.

118ab317-57f8-4fe2-ad73-716687354bd7

Лучшим дебютным фильмом стала картина Георгия Богуславского «Корабли прошлых лет», созданная на студии «Пчела». История о старом капитане и его загадочном последнем плавании, изобилующая кинохроникальными вставками мокументарного характера, поднимает на невиданный для дебютного фильма уровень проблему конца активной жизни человека. Синопсис рассказывает нам про «фильм о старости, которая оказывается похожей на юность, и о смерти, на которой путешествие не заканчивается», а зритель видит веселое до грусти и фактически небесное застолье Капитана с его предшественниками на жизненном пути.

Как будто потакая творческому состязанию «Пчелы» и «Союзмультфильма», свои специальные призы жюри авторской анимации решило разделить между двумя фильмами этих студий. Получился гармоничный инь-ян.

kukushka

Спецприз с формулировкой «за создание сложного женского образа» был вручен «пчелиному» фильму «Кукушка». Режиссер картины Дина Великовская, несмотря на свою молодость, является настоящим мастером кукольной мультипликации, и каждый новый ее фильм показывает силу и свежесть объемной мультипликации. История про материнство и отношения с детьми завоевала также четвертое место профессионального фестивального рейтинга и престижнейший Приз мэтров, вручаемый классиками отечественной анимации Юрием Норштейном и Андреем Хржановским.

Другой спецприз с формулировкой «за юмор и авантюризм» был вручен фильму Антона Дьякова «Питон и сторож» и ушел на «Союзмультфильм». Причем история о похождениях двух, на первый взгляд, несовместимых героев — сторожа зоопарка и подопечного питона — была для многих фаворитом смотра, став лидером профессионального рейтинга и завоевав приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ. Странная парочка попадает в непростые ситуации, но, в конце концов, преодолевает все невзгоды, практически олицетворяя собой судьбу легендарной студии-родины.

В конкурсах авторской анимации лишь две награды достались фильмам других студий.

Один из них – «Два друга» Натальи Чернышевой – стал лидером студенческого конкурса. Фильм о настоящей дружбе и роковом недопонимании даже близких людей был создан во французской школе La Poudriere, куда Чернышева уехала учиться после блистательного режиссерского дебюта «Снежинка», ставшего лидером профессионального рейтинга Суздаля-2013. Яркий молодой представитель екатеринбургской школы, несмотря на обучение во Франции, продолжает сотрудничество с российскими студиями и режиссерами, что не может не радовать.

do-lyubvi

Обладателем Гран-при Суздальского фестиваля стал фильм аниматора, про которого длительное время говорилось как о бывшем соотечественнике. Соратник и друг Александра Татарского, Игорь Ковалев долгое время работал на «Киевнаучфильме» и «Мульттелефильме», потом участвовал в создании в Москве первой частной анимационной студии «Пилот». Но в 1991 году Ковалев переехал в США, где продолжил успешно реализовываться в анимации. Никто, даже сам режиссер, не предполагал, что в десятые годы уже нового века Игорь Ковалев примет предложение Тимура Бекмамбетова об участии в совместном проекте и переедет в Москву.

Последний авторский фильм Игоря Ковалева «Молоко» вышел в уже далеком 2005 году. С тех пор режиссер «молчал», работая лишь в сериальной мультипликации. И вот – долгожданная премьера, которая как цунами уже захлестывает анимационные фестивали: в один день с награждением в Суздале, картина завоевала Гран-при фестиваля в Утрехте. Фильм «До любви», который сначала задумывался как игровая картина, в итоге продолжил развитие фирменной ковалевской мультвселенной. В картине об одиночестве, непонимании и разобщенности людей в современном мире режиссер держит внимание зрителя не хуже полнометражной драмы-триллера. Да и визуальное решение, мастерски сотканное из цветов и пятен художником-постановщиком фильма Дмитрием Маланичевым, буквально гипнотизирует и погружает в эмоции героев.

Закономерно, что жюри авторской анимации присудило главный приз смотра фильму, который может быть назван олицетворением современного анимационного искусства. При этом, анимационному сообществу явно недостает обстоятельного анализа и исследований тех тенденций, которые в нем существуют. Это еще раз доказало как проведение дискуссии «Заметки Посторонних», на которой приглашенные искусствоведы, теоретики культуры и философы рассуждали об анимации в контексте современного искусства и художественной культуры, так и реакция на суждения именитых коллег со стороны аниматоров.

Последняя попытка серьезно и критически взглянуть на анимацию в контексте окружающей художественной реальности была предпринята в конце 1980-х годов. Тогда, по итогам семинаров в Болшево и иных обсуждений, была опубликована книга «Проблемы синтеза в художественной культуре», полностью посвященная текущему состоянию анимации. Причем деятельное участие в написании статей, обсуждении текущего положения и дальнейшего развития мультипликации принимали мэтры и лидеры самого анимационного сообщества. В авангарде проповедников анализа, изучения и познания анимации был, к примеру, резкий и прямой в суждениях Федор Савельевич Хитрук.

Сегодня же, когда искусствовед Антонио Джеуза, философ Олег Аронсон, архитектор Юрий Аввакумов, психолог Дмитрий Леонтьев и культуролог Анатолий Прохоров по призыву оргкомитета Суздальского фестиваля решили поделиться своими суждения относительно того, является ли анимация сферой современного искусства и как она соотносится с остальным художественным процессом, аниматоры буквально выбегали из зала с криками негодования: «Как они могли посчитать, что анимация – это не современное искусство?», «Кто им дал право рассказывать нам об анимации?», «Мы сами знаем, кто мы такие!»…

Президент Суздальского фестиваля Константин Бронзит в тексте, опубликованном в каталоге смотра, отмечал, что самая страшная опасность, которая подстерегает аниматора на пути — это потеря «памяти самого себя». «Это тот безвозвратный момент, когда ты начинаешь фальшивить и не замечаешь этого; когда ты забыл как был ребенком – маленькие дети не лгут, а начав лгать, испытывают чувство страха и незнакомое чувство вины – вот это самое страшное: «заблудить» себя в искусстве, потерять ориентиры, но продолжать топтать маленькое пространство вокруг себя, все сильнее вытягивая шею», — отметил он.

Очень надеюсь, что анимационное сообщество не заблудится в тумане своего замкнутого мира и будет способно к непредсказуемому развитию и расширению творческих рубежей, как это и должно быть в настоящем искусстве.

Павел Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes