Новый фильм Марии Муат: «Сказка про ёлочку»

В фильмах Марии Муат поражает больше всего не мастерство – в конце концов, было б странно, если бы человек, столько сделавший в анимации, не обладал бы высоким уровнем профессионализма. Больше всего впечатляет изысканная витиеватость Машиного режиссерского почерка. Ее фильмы вроде бы совершенно разные (ну, сравнить хотя бы «Желтухина» с «Непечальной историей») одновременно так странно и остроумно зарифмованы, что смотреть их подряд – отдельное интеллектуальное и эстетическое удовольствие. Вот и новая работа «Сказка про елочку» — имеет свой очень любопытный контекстуальный смысл.

Конечно, не только контекстуальный.

В принципе, «Елочка» может быть просмотрена, оценена и любима – как очень простое, наивное кино. Детское, трогательное до слез, музыкальное, песенное, красивое, харАктерное… То есть смело претендующее на звание одного из лучших детских фильмов последних лет. Особенно, в том смысле, что фильм действительно детский – без всех этих заигрываний со взрослым зрителем, без всяких политик, экономик, американизмов, модернизмов. «Елочка» сделана настолько чисто, настолько прозрачно, что прям даже удивительно, как это так можно в наше время.

Главная героиня – очаровательная девочка-елочка, которая ищет, с кем бы отметить Новый год. «Вам елочка не нужна?» — стучится она в двери квартир обычного дома. Но, конечно, все хорошенько подготовились к Новому году – и, как полагается по жанру, совершенно не способны оценить заглянувшее к ним чудо.

Спойлить сюжет не буду, поскольку в сценарии Владимира Голованова очень ловко совмещаются неожиданность и предсказуемость (разумеется, необходимая для детского кино, поскольку должны же появиться те люди, которые чудо способны оценить), так что даже с чисто сюжетной точки зрения смотреть фильм небезынтересно.

Но еще интереснее то, что фильм отнюдь не исчерпывается трогательной детской историей. И обретает очень специфическое звучание в контексте Машиной биографии и фильмографии, с одной стороны, и в контексте истории и современности нашей анимации, с другой.

В каком-то смысле, «Елочка» получилась фильмом о поисках пути. Личного и исторического. Как говорит сама Маша, это поклон «Союзмультфильму» — и этот «союзмультфильмовский», старо-советско-анимационный акцент чувствуется, конечно, очень сильно. И в том, как строится история, и в том, как сделаны и оживлены куклы, и в масштабных декорациях. В то же время ощущается в фильме и добрая (действительно очень нежная) ирония по отношению к наследию. И в этом сочетании – абсолютная актуальность фильма (при этом актуальность не только русского, но и международного масштаба – что, кстати, случается крайне редко). Какой бы ностальгией ни была пропитана «Ёлочка», авторы, похоже, совершенно четко понимают невозможность войти дважды в одну реку – и в некотором смысле именно о ней снимают кино. О том потерянном, невосполнимом, безвозвратно ушедшем, вспоминать о котором и грустно, и смешно, и наивно, и бесконечно сладко. О том, что поиск другой жизни – это естественное желание, которое естественно приводит к своеобразным последствиям, и столь же естественно рождает в какой-то момент тоску о жизни прошлой…

Таким образом, этот фильм можно интерпретировать как картину о русской анимации (может, даже о России в целом), которая сегодня, оказавшись в новом пространстве, так болеет мыслями о своей былой жизни. И даже отчасти как картину вообще об общемировом сообществе и его попытках разобраться с заношенными и девальвированными ценностями. И, конечно, как картину очень личную для самой Марии Муат. Ведь недаром Маша сделала этот фильм в свое 60-летие и отмечает его как рубежную работу. Он, как и большинство предыдущих, — о любви и о стремлении отдавать. Однако, возможно, впервые здесь звучит понимание и осознание того, что человеческий альтруизм – он как бы не вечен. Он со временем изнашивается, и однажды на смену желанию дарить, приходит стремление просто жить – там, где и так, как тебе хорошо и удобно.

Да, может, ура, а может, увы, но «Сказка про Ёлочку» при всей своей вроде бы позитивности, наполнена легкой и прозрачной грустью. И… это замечательное кино, которое хочется пересматривать снова и снова.

Маша Терещенко

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes