Россия между двумя «Винни-Пухами»

Маша Терещенко начала вести анимационную колонку на портале kino-teatr.ru. Публикую последние тексты оттуда. —

В наследие от великого Советского Союза современной России достался соревновательный дух, который так нас подначивает быть «впереди планеты всей» — пусть то в области балета, или космонавтики, или мультипликации.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
За космонавтику с балетом не поручусь, но вот анимационные наши достижения поводов для большой гордости сегодня не дают. Если совсем в двух словах: то наша анимация не в ладу с современными технологиями, плохо владеет сценарным искусством и не слишком-то знает зрителя (даже своего, не говоря уж о заграничном). И эта ситуация вряд ли изменится в самые ближайшие годы, потому что: у нас нет анимационной индустрии, плоховато отлажены бизнес-механизмы, отсутствует адекватная система образования. Да, некоторые наши фильмы имеют определенный успех в домашнем прокате (как, например, «Богатырская серия» или «Иван Царевич и Серый волк» от студии «Мельница»). И некоторые сериалы вроде тоже не плохо идут (например, «Смешарики», «Маша и Медведь», «Фиксики»). Однако на международном рынке наше кино котируется очень плохо, что до сериалов – их так мало, и столь мало жанров и аудиторий они охватывают, что небольшие успехи кажутся скорее случайными, чем закономерными.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Еще лет пять назад можно было написать, что ЗАТО наши талантливые режиссеры и художники получают много фестивальных призов по всему миру. Сегодня произнести это язык не поворачивается – уже не много. Даже в смысле фестивальных призов из первой десятки мы медленно, но верно переходим во вторую. Конечно, остались «брендированные» имена – например, Александр Петров, Константин Бронзит, Иван Максимов, но этого, увы, недостаточно, чтобы составить славу национальному аниматографу.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Больше всего огорчает не статистика сегодняшнего дня, а динамика. Не то чтобы русская мультипликация совсем не развивалась – нет, она куда-то двигается, немножечко подтягивается к международным стандартам, но происходит это так невыносимо медленно, что пока мы делаем один шаг, стандарты совершают десять гигантских прыжков, как будто Ахиллес и черепаха из знаменитой апории поменялись местами, и теперь несчастное пресмыкающееся пытается угнаться за самым быстрым в мире бегуном.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Как и полагается, в кризисный период многие с ностальгией вспоминают о советских временах: вот-де тогда была у нас анимация, великая и могучая, старая и добрая, лучшая, первая и даже Папой Римским отмеченная как идеал воспитательного зрелища для новых поколений. Словно могущество былинного богатыря достоинства ТОЙ анимации вырастают до невиданных размеров – так что никто и не замечает, например, характерную оговорку (или ошибку) Владимира Путина, который год назад на встрече с аниматорами, предлагая равняться на советское время, упомянул 300 часов мультфильмов, которые якобы ежегодно выпускались у нас в 1960-70-е. Цифра эта завышена на порядок. Даже если брать самые урожайные годы, считать метраж всех студий (в том числе республиканские), включать в подсчет научно-популярные фильмы и кино-журналы, производившиеся в анимационных технологиях, больше 30-40 часов ежегодно все равно не получится. Примерно столько же, сколько сейчас.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Качество, конечно, в среднем получше было. Во-первых, на больших государственных студиях не допускалось откровенной халтуры, которую можно увидеть сегодня. Во-вторых, высок был процент действительно отличных мультфильмов: цеховые методы работы, довольно щедрое финансирование, специфические принципы обучения, возможность привлекать к созданию фильма больших мастеров из смежных профессий (актеров озвучки, писателей, композиторов) и проч., позволяли многие проекты доводить до очень хорошего результата. Но не стоит считать, будто вся советская анимация велика и прекрасна – в ней тоже было достаточно барахла, скучных историй, шаблонных ходов, стандартных решений. И еще один она имела – главный, как понимаешь сегодня, недостаток: она слишком во многом была продуктом своей эпохи. Если американские мультфильмы 1960-70-х смотрятся сегодня запросто, то бОльшая часть советского наследия современным детям не слишком интересна, что показывают немногочисленные опросы, согласно которым младое поколение лучше знает американского «Винни-Пуха», чем русского, а «Тома и Джерри» предпочитает «Ну, погоди!» Об этом сейчас принято говорить с горечью, пеняя на отсутствие культуры у детей, родителей и, главное, программистов ТВ-сетки, а также на излишнюю вестернизацию нашей страны. И есть чему огорчаться: наш «Винни-Пух» действительно намного лучше американского (это признавали даже сами создатели «диснеевского» «Винни»), и как не жалеть, что дети окормляются культурно чужим второсортным продуктом, имея дома истинный шедевр. Но если абстрагироваться от патриотизма и американофобии, то ситуация более чем понятна. «Диснеевский» «Винни» — это много десятков часов развлекательного зрелища, которое сопровождается миллионом игрушек, книжек, паззлов и прочих детских товаров. Мир нашего «Винни-Пуха» ограничивается 40 минутами экранного времени – и вот подите найдите полноценное издание Милна, иллюстрированное кадрами Назарова и Зуйкова. Вряд ли вам это удастся.

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Как бы ни была хороша советская мультипликация, именно в ней кроется корень проблем, с которыми имеет дело анимация новой России. Как любил говорить Александр Татарский, «Союзмультфильм» был ручной мануфактурой со всеми плюсами и минусами этого типа производства. Там ничто не было поставлено на поток, и товар получался штучным, рукотворным. Пока Япония или Америка наращивали мощности, наши художники стремились к совершенству (и даже достигали его порой). Увы, в отличие от производственной базы, выстроенных систем образования и дистрибуции, совершенное владение ритмом, движением, композицией передать по наследству невозможно (можно обучить основам, хитростям, но совершенства человек всегда достигает самостоятельно). Как только оранжерейные условия СССР исчезли, вместе с ними ушло и то качество, которое, подобно орхидее, вырастало в теплице «Союзмультфильма». Сегодня наша анимация оказалась перед непростым выбором, который сами представители анимационного сообщества формулируют как выбор между «авторской» и «коммерческой» анимацией. Если говорить точнее, выбирать нужно между построением инфраструктуры и реставрацией советской оранжерейной системы. Сторонники первого пути – наши сериальщики во главе с создателями «Смешариков». Флагманом второго пути можно назвать Юрия Норштейна, который пропагандирует возвращение «Союзмультфильма» и добился уже того, что Владимир Путин лично подписал все распоряжения на этот счет (полуразрушенному «Союзмультфильму» списали долги, дали денег на ремонт, обещали новое помещение и усиленную финансовую поддержку, плюс теперь «Союзмультфильм» будет сам получать деньги от собственной киноколлекции с тем, чтобы распределять их между создателями и вкладывать в производство). Наконец, есть сторонники и того мнения, что индустрия авторской анимации не мешает (и наоборот).

 

Россия между двумя «Винни-Пухами»
Каждая из сторон по-своему права, и у каждой дороги есть шанс привести к успеху. Однако для этого нужно по этому пути идти – уверенно и быстро, вкладывая в это путешествие большие ресурсы и сильную политическую волю. Увы, на сегодняшний день наша страна оказывается к этому не способна, так что пока отставание продолжается, и постепенно из анимационной державы Россия превращается в анимационную провинцию.

Автор: Мария Терещенко

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes