Быть Пилотом

Маша Терещенко — об Александре Татарском и студии «Пилот»:

В прошлое воскресенье аниматоры (и, возможно, не только они) вспоминали Александра Татарского. 22 июля исполнилось 5 лет, как не стало Александра Михайловича, но скорбят о нем с прежней силой и не только друзья, ученики, коллеги и поклонники. Как и пять лет назад вся русская анимация чувствует… «сквозняк от того, что это место свободно».

 

Быть пилотом
Зритель думает о Татарском, конечно, в первую очередь как о замечательном режиссере, создавшем «Пластилиновую ворону», «Падал прошлогодний снег», «Братьев Пилотов» и «Колобков». Возможно, кто-то знает, что Татарский руководил студией «Пилот» и был продюсером масштабного проекта «Гора самоцветов», который задал тон русской анимации нулевых и заставил многих снова поверить в нашу мультипликацию.

 

Быть пилотом
Для аниматоров Татарский был больше, чем режиссер и продюсер. В каком-то смысле он был именно пилотом, капитаном, человеком, направлявшим русскую анимацию к новым берегам и планетам. И хотя несколько лет уже прошло после его смерти, штурвал по сей день остается бесхозным.

 

Быть пилотом
 

Быть пилотом
Взять хотя бы Суздальский фестиваль, на котором Татарский был президентом. После долгих споров о том, кто станет лицом этого смотра теперь, дирекция пришла к идее сменного президентства: обладатель гран-при (или, теперь, приза зрительских симпатий) текущего года становится президентом следующего фестиваля. Звучит вроде как неплохо, а на деле – часто ерунда какая-то выходит, как в случае, например, с Михаилом Дворянкиным, который вообще в год своего президентсва в Суздаль не приехал. Президентствовал, так сказать, дистанционно.

 

Быть пилотом
Или вот Ассоциация анимационного кино, созданием и оформлением которой сообщество озадачено уже полтора года как… Опять же постоянно ощущается, как мало статусных людей, которые готовы энергично заниматься общественной деятельностью и принимать важные политические решения.

 

Быть пилотом
Татарский был не только «поэтом», но и «гражданином», то есть таким человеком, который с готовностью брал на себя ответственность за оформление окружающего пространства. Даже таким, который, ровно по завещанию Некрасова, в первую очередь чувствует свою обязанность быть гражданином, а лишь во вторую – поэтом. Пять лет назад в некрологических текстах неоднократно говорилось, что ради студии он, в общем-то, забросил собственную режиссерскую работу (не разорваться же). Зато создал и провел через тяжелые годы «Пилот», запустил «Гору самоцветов», дал возможность работать десятку молодых (и не очень) художников из России, Украины, Белоруссии. И в каждый момент своей жизни занимался анализом нашей анимационной среды: так хорошо все видел, так ясно понимал, так ловко формулировал, что многие цитаты из его речей, интервью и докладов крепко вошли в анимационную речь. Стали буквально крылатыми выражениями.

 

Быть пилотом
Еще важнее то, что Татарский умел собирать вокруг себя людей. Ровно по одному из своих афоризмов, помогал завариваться «питательному бульону», в котором художники (особенно молодые) могли бы набраться и важных для профессии навыков, и общей культуры. «Пилот» (следуя метафоре) был для этого бульона кастрюлей, а Татарский — тем огнем, который не давал бульону остыть и потерять свою питательную энергию. Студию никто никогда не назначал главной в России, и не было у нее никаких льгот от государства, тем не менее «Пилот» естественным образом стал центром притяжения для многих аниматоров. Сюда мечтали попасть, работой здесь гордись, и «пилотовцы» сейчас вспоминают, как бежали на службу по утрам, задерживаясь потом до последних автобусов. О жизни «Пилота» любого периода существует множество рассказов, анекдотов и легенд. Здесь возникали музыкальные группы, рисовались комиксы, устраивались праздники, организовывались безумные розыгрыши, и если анимационные фильмы «Пилота» в большинстве своем были наполнены бесшабашным юмором, так это было не какое-то раздутое веселье, а естественное проявление внутреннего мира студии.

 

Быть пилотом
 

Быть пилотом
На «Пилоте», из «Пилота», вместе с «Пилотом» выросли многие активные аниматоры сегодняшнего дня. Например, один из соратников Татарского по созданию студии Анатолий Прохоров, широко прославившийся в 2000-х, благодаря созданному им проекту «Смешарики«. Олег Ужинов и Леон Эстрин, создающие лучшие эпизоды «Маши и Медведя». Васико Бедошвили и Алексей Почивалов, работающие в студии «Аэроплан» над «Мульти-Россией» и «Фиксиками». Сергей Меринов, который сделал за последние пару лет несколько блестящих музыкальных фильмов («Шла Саша по шоссе», «Часики», «Интернет»). Владлен Барбэ, заканчивающий новую «Снежную королеву» (судя по трейлерам и рассказам фильм этот станет большим событием в нашей полнометражной анимации). Автор знаменитого на весь мир мини-сериала Log Jam Алексей Алексеев. Андрей Кузнецов, прославившийся своими северными эпизодами из «Горы» («Ворон-обманщик», «Похождения лиса» и пр.) и, даже еще в бОльшей степени, Интернет карикатурами («Чебургены» и др.) А также Андрей Соколов, Елена Чернова, Наталья Берзовая, Инга Коржнева, Сергей Гордеев – перечислять не перечислить. И, разумеется, Игорь Ковалев – лучший друг Татарского, соучредитель «Пилота», который уехал в 1990-х в Америку, стал там знаменитым на весь мир режиссером в области авторского кино и большим профессионалом в области сериальной анимации, а теперь вернулся в Россию, чтобы сделать пилотный эпизод для нового супер-крутого анимационного сериала студии «Базелевс».

 

Быть пилотом
 

Быть пилотом

После смерти Татарского «Пилоту» пришлось пережить трудные времена. Почему-то государство вдруг перестало поддерживать «Гору самоцветов», студия оказалась на мели, буквально как в 1990-х, многим режиссерам и аниматорам пришлось искать новую работу, помещения опустели и постоянно возникали слухи, что то ли электричество отключили уже, то ли лифты остановили. С большим трудом удалось «Пилоту» пройти через этот период и не сдаться окончательно в аренду под какие-нибудь офисы. К счастью, государственная милость худо-бедно вернулась, и «Пилот» снова запустил кино в производство. Но все уже не то и не так. Люди разошлись, даже из тех, кто вернулся работать на «Гору самоцветов», многие сидят по домам, нет больше курсов при «Пилоте», и главной гордости «Пилота» последних лет, пластилиновому цеху пришлось сильно побороться за выживание.

 

Быть пилотом
 

Быть пилотом
Понятно, студии рождаются и умирают, переживают моменты величия и упадка. Это печально, но неизбежно. Другое дело, что на смену «Пилоту», как и на смену Татарскому ничего не пришло. И сегодня молодой человек, который вот только что выпустился из института и собирается заниматься анимацией, не будет знать, куда ему пойти за «питательным бульоном». Вероятнее всего, придется ему вариться в собственном соку. А это совсем не одно и то же.

Автор: Мария Терещенко

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes