Режиссер фильма «Мой личный лось» Леонид Шмельков стал гостем программы «Культурный дневник» на радио «Свобода» и рассказал ее ведущему Дмитрию Волчеку о своем фильме, школе-студии «ШАР» и тяготах профессии аниматора.
Дмитрий Волчек: Я уже говорил, что в программе кинофестиваля был российский мультфильм – «Мой личный лось», он получил специальную награду жюри конкурса детских фильмов за лучшую короткометражку. Герой фильма мальчик Миша мечтает увидеть живого лося, но кончается это история печально. Я попросил режиссера Леонида Шмелькова рассказать о своей работе.
Когда я смотрел ваш мультфильм, я вспомнил печальную историю про своего ветеринара, который спас немало животных, а потом поехал в отпуск и врезался по дороге в оленя и страшно покалечился, и оленя убил. Это такая странная шутка была Всевышнего. Ваш мультфильм тоже примерно об этом?
Леонид Шмельков: Не совсем. Я не запрещаю зрителям думать так, как им это захочется, мне всегда очень приятно, когда появляются какие-то трактовки, которых я не ожидал услышать. Но в данном случае просто так получилось, что есть некоторая мечта, есть некоторое желание, которое мальчик хочет осуществить. Но когда мечта осуществляется, она уже осуществляется в другом виде. Когда он встретил лося, лось оказался мертвый, то есть он просто не успел. Но тут сложные переплетения… Важна не сама мечта, чтобы увидеть лося, а с кем это сделать. С одной стороны, хочется что-то в жизни получить, мы думаем, что нужно именно это, а оказывается, что нужно что-то другое или чтобы кто-то порадовался за нас, что мы это сделали. Довольно сложно. Я, честно говоря, старался в словах не формулировать, у меня не было сценариев текстовых. Дело не в лосе и не в моих отношениях с лосем – это про мальчика и папу. То есть мальчик хочет лося, но и хочет найти его вместе с папой.
Дмитрий Волчек: Это печальная история. Я смотрел ваш мультфильм «Собачья площадка», он тоже мне показался довольно мрачным. Собака-поводырь проваливается в кротовью нору, и слепой ее всюду ищет. Такой тревожный сюжет….
Леонид Шмельков: Да нет, в конце концов они ее нашли. Да и про лося, там, конечно, не так все хорошо кончается, но не безнадежно, я надеюсь. Если с другой стороны посмотреть, я стараюсь делать фильмы про любовь. Просто любовь по-разному проявляется.
Дмитрий Волчек: Но для лося все кончилось очень плохо.
Леонид Шмельков: Да, для лося не очень. Но так бывает, ничего страшного.
Дмитрий Волчек: Вы учились в школе-студии «Шар». Расскажите, пожалуйста, о своей школе.
Леонид Шмельков: Да, закончил в 2009 году. Учился у талантливых, хороших людей. У нас очень хорошая школа, потому что это бывшие Высшие режиссерские курсы. Раньше аниматоры и киношники вместе учились, потом отсоединились, получилась школа-студия «Шар». Там нет никаких дополнительных предметов, это школа для тех, кто уже с высшим образованием. То есть у нас все, что мы там делали, было направлено на режиссуру, анимацию, рисунок, все, что нужно, никакой физкультуры и культурологии. Мы смотрели фильмы все время, мультфильмы. Наверное, самые веселые два года в жизни, там еще я жену нашел, которая мне уже двух детей родила.
Дмитрий Волчек: Я видел интервью, которое у вас брал телеканал «Дождь», там корреспондентка сказала, что ей ваш мультфильм напомнил Миядзаки. Мне кажется, что незачем ходить так далеко, больше соответствий можно найти в советской мультипликации. Верно?
Леонид Шмельков: Не знаю. Я стараюсь не думать, что на что похоже. Этот мультфильм я делал как мне хотелось, у меня не было никакого образца. На самом деле мне кажется, что конкретно так никто особенно не делал. Миядзаки – это все-таки аниме, другая анимация. Я, честно говоря, Миядзаки почти не видел – это большое упущение, надо посмотреть. Советскую анимацию я тоже очень люблю… но со стороны виднее, что на что похоже. Стараюсь делать, чтобы на меня было похоже.
Дмитрий Волчек: Интересно, как современные технологии влияют на анимацию. Недавно я смотрел восстановленную версию знаменитого китайского мультфильма про царя обезьян, его 50 лет назад рисовала тысяча человек в Шанхае очень долго, это был первый мультфильм в Китае в 3D. Как сейчас, сколько у вас «Лось» времени занял, и как все это делается?
Леонид Шмельков: Компьютер чуть-чуть облегчил жизнь аниматоров. Вообще говоря, одна из причин, почему я вообще стал заниматься анимацией: я понял, что я могу делать ее дома, могу сделать своими силами и именно на компьютере. Но на самом деле это не решающее значение, технология практически та же самая. Все равно у меня в мультфильме покадровая анимация, по кадрам рисуешь, иногда на бумаге, иногда в компьютере, но процесс практически такой же. Чуть-чуть компьютер помогает обойтись без лишних станков. Но многие люди и сейчас используют ручные техники, и это очень красиво, очень интересно и востребовано.
Дмитрий Волчек: Сколько вы занимались этим мультфильмом?
Леонид Шмельков: Сама идея долго формировалась, но где-то позапрошлой осенью она у меня окончательно в голове сложилась, и с февраля я уже начал производство, то есть делал анимацию, рисовал. А закончили мы в октябре. Почти год.
Дмитрий Волчек: Леонид, вы сейчас так странно оказались в Берлине один, ни одного человека из России, ни одного фильма из России ни в одной секции. Вы понимаете эту пустоту? И как вам в этой пустоте существовалось?
Леонид Шмельков: Я, честно говоря, не мыслю такими категориями, мне не очень это важно. Я не делю фильмы на иностранные и русские, я делю фильмы на хорошие и плохие. Я уверен, что в России есть хорошие фильмы. Второй аспект, что есть селекционная комиссия, тысячи фильмов, сидят люди и выбирают. Точно так же в жюри тоже люди решают, какой фильм самый лучший. То есть это, во-первых, лотерея, а во-вторых, неважно, в какой стране. Я радуюсь всегда, когда русские фильмы где-то появляются. Но на фестивале мне важно, про что фильм, а не в какой стране родился режиссер. Если тема фильма меня беспокоит, вызывает во мне эмоции, значит это хороший фильм для меня.
Дмитрий Волчек: Для вас анимация – это главная работа или все-таки хобби: вы откуда-то приходите и садитесь делать свой фильм?
Леонид Шмельков: Это главная работа, иначе невозможно, это очень времязатратная работа. Если я год делаю фильм, это не значит, что я его чуть-чуть делаю, это значит, что я с утра до вечера сижу и делаю анимацию по 25 кадров в секунду. Такая работа для попы очень тяжелая. Надо много сидеть и работать.