Полнометражные фильмы Анси-2014

На анимационном фестивале в савойском городе Анси параллельно проходят несколько значимых конкурсов. Выбираются лучшие студенческие, телевизионные, прикладные фильмы, но главными дисциплинами остаются короткометражные и полнометражные фильмы.

В этом году в конкурс полнометражной анимации попало девять картин – стандартная для Анси цифра. Еще столько же фильмов проходило во внеконкурсной программе. Палитра фильмов составлялась командой программного директора фестиваля Марселя Жана, что сильно отразилось на результате. Фактически из фильмов, попавших в конкурс, организаторы фестиваля создали не список лучших фильмов за прошедший год, а представили сложносоставную картину текущего состояния мировой полнометражной анимации, отдельные части которой практически невозможно сравнить друг с другом. При этом каждый фильм конкурса символизирует собой определенную, уже традиционную для мировой полнометражной анимации константу.

Южная Корея еще относительно недавно не обладала развитой мультипликационной индустрией, а сейчас редкий анимационный фестиваль обходится без фильмов южнокорейских режиссеров. Фильмов резко социальных, рассказывающих об окружающей жестокой человеческой реальности.

Ён Сан Хо уже известен любителям анимации своим дебютным полнометражным фильмом «Король свиней» \Dwae-ji-ui wang\ — ярким и жестоким фильмом про взросление детей и школьные взаимоотношения. В этом году в Анси была представлена его следующая работа «Самозванец» \Saibi\ — триллер о духовном порабощении небольшой деревни представителями криминального мира и борьбе одного человека с уже глухой ко всему паствой, ведомой своим Лжемессией — марионеткой в руках местного «вора в законе».

Япония была представлена в конкурсе потрясающим фильмом «Остров Джованни» \Jobanni no shima\ режиссера Мидзухо Нисикубо. Дружба японского мальчика и русской девочки разворачивается на фоне завершения Второй мировой войны и перехода Южно-Курильских островов под юрисдикцию Советского Союза. Удивительно, что авторы фильма, действие которого разворачивается на острове Шикотан во второй половине 1945 года, филигранно обходят стороной любую возможность политического высказывания о статусе островов, акцентируясь на человеческих отношениях, подверженных воле судьбы. Я очень надеюсь на то, что этот фильм производства прославленной японской студии Production IG все-таки обретет своего прокатчика в России, несмотря на политическую пристрастность современных управленцев от культуры. Пока же несколько показов фильма пройдут в рамках панорамных программ Московского международного кинофестиваля!!!

Популярнейший американский режиссер независимого анимационного кино Билл Плимптон показал в Анси свою новую полнометражную работу «Мошенничество» \Cheatin’\ про безграничную любовь и сложность человеческих отношений. Скажу чустно, мне больше импонирует бесшабашность ранних «длинных» фильмов Плимптона (таких как «Мутанты-пришельцы» или «Я вышла замуж за странную личность»). Последняя работа показывает изменившуюся картину мира Плимптона, в которой режиссер представляется семейной ностальгической сентиментальной личностью. Но, между тем, всегда интересно посмотреть, как реализовался фильм, презентация которого проходила на выставке в Москве (в галерее на Солянке пару лет назад, для которой я писал экспозиционные тексты) и средства для которого собирались через краудфандинговые проекты.

«Мошенничество» завоевало в Анси Приз жюри, а «Остров Джованни» — Спецупоминание жюри. Очень хорошо, хотя я надеялся, что какая-то из этих двух работ завоюет главную награду — Кристалл за полный метр.

Гран-при конкурса полнометражной анимации досталось бразильскому фильму «Мальчик и мир» \O menino e o mundo\ режиссера Але Абреу. Безусловно красивое кино также завоевало и Приз публики, но вот сама драматургия фильма оказалась весьма затянутой и скучноватой. Мальчик покидает свою деревню и попадает в для него странный технологический мир больших городов. Окружающая реальность научно-технического прогресса, препарированная детским взором, завораживает и убаюкивает, но для настоящего кино этого маловато.

В прошлом году Кристалл за полный метр также ушел в Бразилию. Победителем конкурса стал фильм «Рио 2096» Луиса Болоньези — достойное кино с постапокалиптическими мотивами.

Кукольная анимация была представлена в конкурсе эстонским фильмом «Лиза Лимоне и Марок Оранж: Безумная любовь» \Lisa Limone ja Maroc Orange. tormakas armulugu\. Совместное эстонско-финское кино, произведенное на таллинском «Нукуфильме», заявлено как настоящая кукольная опера, спровоцированная бессмертными произведениями Шекспира. Хотя работа режиссера Маита Лааса больше смахивает на провинциальную оперетту с какофонией звуков, разностилевым звучанием и затянутым действием. Любителям куклы, к которым я отношу и себя, сложно было позавидовать.

Европейская авторская анимация была представлена в конкурсе также и итальянским фильмом «Искусство счастья» \L’arte della felicità\. Алессандро Рак создал скучнейшее таксомоторное ток-шоу на фоне непрестанного дождя, и если это можно назвать постижением счастья, то лучше я продолжу горевать под солнцем и без угарного газа вокруг.

Периодически в конкурс попадают и представители мейнстрима. На этот раз выразителем широкого проката стало продолжение саги о букашках — «Букашки. Приключение в Долине муравьев» \Minuscule — La Vallée des fourmis perdues\. Этот фильм даже уже вышел в российский прокат, и представляет из себя вполне занятное трехмерное кино про великие странствия божьей коровки с караваном муравьев-сахаролюбов и борьбу Черных с Красными.

В конкурс также попало совершенно безумное канадское кино «Асфальтовая вахта» \Asphalt Watches\, основанное на реальном путешествии автостопом по Канаде двух режиссеров Шейна Эмана и Сета Скривера летом 2000 года. Настоящее независимое кино. Независимое от дизайна, сценария, режиссуры и прочих милых кинематографисту, но в принципе глупых вещей.

В девятку конкурса также было включено любопытное кино «Последний захват» \Last Hijack\ — смесь документального, игрового и анимационного кино про будни молодого сомалийского пирата. Жанр анимадока и мокументари в Европе активно развивается, и этот фильм показывает возможности включения анимации в классический этнографическо-документальный контекст. Фильм Фемке Волтинг и Томми Палотты создан по схеме широкого копродакшн Германией, Бельгией, Ирландией и Нидерландами.

В панораме полнометражной анимации были представлены еще девять работ, дополняющих конкурсный срез. Из них, на мой вкус, выделялись наш «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной, бразильский «До тех пор, пока Сборниа не разлучит нас» \Até que a Sbórnia nos Separe\ (музыкальная феерия из шуток и хохм на фоне надвигающейся катастрофы) и «Медведи-соседи» (китайский вариант «Маши и медведя», достойный семейного просмотра). Остальные фильмы внеконкурсного показа представлены на сайте фестиваля.

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes