Мультконцерт прошел, КРОК поплыл

9 сентября в Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль анимационного кино «КРОК».

Это один из самых нестандартных мировых мультипликационных смотров. По-моему, больше нет ни одного кинофестиваля, который полностью проходил бы на теплоходе. Маршрут следования судна год от года меняется. По нечетным годам фестиваль бороздит украинские воды и посвящен «взрослой» анимации – фильмам, созданным профессионалами мирового авторского кино. Ну а в четные годы страной-хозяйкой КРОКа становится Россия, а в центре конкурса оказываются «молодые» мультфильмы – студенческие работы, дипломные проекты и дебютное кино.

В 2012 году фестиваль КРОК вышел из Санкт-Петербурга и завершится в Москве, по пути заходя на Валаам, в Рыбинск, Ярославль и Углич. Точне, когда я пишу эти строки, мы уже прошли суровые воды Ладожского озера и посетили Валаам. Но – по порядку.

Открытие фестиваля в этом году было решено совместить с питерским Мультконцертом. Думаю, что многие московские почитатели советской анимации слышали или даже присутствовали на потрясающем мероприятии, прошедшем в мае прошлом году в Зале имени Чайковского. Тогда Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки посвятил его 75-летию киностудии «Союзмультфильм» и 100-летию российской анимации. Получилось настоящее волшебство, сотканное из песенных хитов советской мультипликации. Ошеломительный успех мероприятия в Москве повлек за собой идею повторить.

И повторили! Хоть официально Санкт-Петербургская академическая филармония имени Дмитрия Шостаковича официально еще не открыла свой очередной сезон, товарищи-аниматоры захватили ее Большой зал и устроили там фирменный мультвертеп! Наверное, именно так думали седовласые служительницы культа классической музыки, с ужасом ощущая какой-нибудь Billy’s Band на сцене. Хотя, может и их сердце таяло при звуках «Серенады трубадура» или «Дуэта Злого Пирата и Черного Кота». В любом случае, филармонистам не позавидуешь, ведь как сезон откроешь, так его и проведешь!

Режиссером Мультконцерта стал Сергей Капков. Именно ему все зрители были обязаны блистательным подбором исполнителей как на московском, так и на питерском мероприятии.

Основным участником Мультконцерта стал Международный Молодежный симфонический оркестр Капеллы «Таврическая», который отлично справился с проникновением в секреты исполнения мультипликационных произведений. Самим музыкантам было явно интересно и участвовать в представлении, и наблюдать за аниматорами. Причем, солисты оркестра не только играли, но и выступали – танцевали Чунга-Чангу, размахивали пиратскими флагами, а дирижер оркестра Михаил Голиков даже один раз пальнул со сцены из настоящего пистолета. Думаю, Филармония имени Шостаковича обязывает коллективы, выступающие на своей сцене, устраивать разнообразнейшие, в том числе и анимационные райки. Оркестранты, пустившиеся в пляс – такого в Москве не было.

Организаторы Мультконцерта с любовью подошли к подбору солистов. Блистательно выступила в образе Лисы из «Буренки из Масленкина» великолепная Кира Крейлис-Петрова. Гладковскую «Коробку с карандашами» неповторимо исполнили народный артист России Виктор Кривонов и великая Елена Дриацкая. (Елена Валентиновна просто лучилась счастьем от выступления на Мультконцерте. Для меня это стало самым эмоциональным эпизодом вечера.)

В Мультконцерте также исполнили по две партии неповторимые Лариса Брохман («Облака» и «Песенка мамонтенка») и Анна Малышева («Синяя вода» и «Оставайся, мальчик, с нами!»; последний номер меня потряс, захотелось остаться с ними!).

Одним из открытий вечера стало то, что в «Смешариках» есть музыка! Я как-то никогда не обращал внимания на музыкальное сопровождение сериала. И оказывается, что в нем есть не только в чем-то утилитарная «сериальная» музыка, но даже серенадные колыбельные. Марина Ланда и Сергей Васильев, которые пишут музыку к «Смешарикам», также являются руководителями музыкального театра детей «Радуга», взявшего на себя исполнение многих номеров программы (например, некоторых песен из «Беременских музыкантов»).

Весь праздничный вечер стал не простым концертом. Тот факт, что празднование 100-летия российской анимации совпало в одном зале с открытием международного фестиваля КРОК, конечно, наложило существенный отпечаток на ход событий. Сначала была может и необходимая, но длительная часть с вручениями благодарностей деятелям анимационного сообщества «за все хорошее и в честь столетия» кому от старого, а кому уже и от нового министра культуры. Не обошлось без показа роликов «из жизни КРОКа» и перечня «золотой сотни» российской анимации. К ним добавились разнообразнейшие речи от широко известных в узких кругах функционеров от анимации. Великолепный ведущий Вадим Жук иногда шутил лишь для своих. Периодически возникал языковой барьер… В общем, Мультконцерт затянулся, что вряд ли было комфортно как обычным зрителям, пришедшим послушать музыку, так и иностранным участникам фестиваля, многие из которых вообще не знают нашу анимацию.

Вместе с тем, накладки не бывают только у тех, кто ничего не делает. И прошедший Мультконцерт, уверен, запомнится многим своими увлекательными мелодиями и бесподобными солистами. Ведь такого мультвертепа Санкт-Петербург никогда не видывал!

А КРОК, открывшись, поплыл открывать новые анимационные имена…

Паша Шведов

Фотографии Ольги Гусинской с Мультконцерта

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes