Апология широкого селекта

На фестивале КРОК завершились программы двух конкурсных номинаций – студенческие и дипломные фильмы. Остались дебюты.

В этом году в очередной раз усилилась полемика насчет чрезмерности конкурсной программы. Дескать, конкурс чересчур раздут и включает в себя слишком много слабых и непроработанных фильмов, которые можно было бы вообще выкинуть из программы фестиваля, либо передвинуть в информационную программу, отдельно от основных показов.

Мне же кажется, что текущий конкурс вполне может существовать в текущем расширенном виде. В первой категории – «студенческие фильмы, созданные в процессе обучения» — соревнуются друг с другом всего 38 работ. Самая объемная категория – «дипломные работы» — включает в себя 99 фильмов. Последняя третья категория – «первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения» — объединила 41 картину.

Конечно, сидеть в зале и иногда страдать от затянутых фильмов, основанных на невнятных сценариях и дурной работе художника, тягостно. Но на «студенческом» КРОКе, посвященном анимации молодых, я готов страдать, буквально переживая по минутам конкурсные показы. Мне интересно познакомиться с творчеством неизвестных мне людей, которые не побоялись выставить свой фильм на конкурс и получить критическую отповедь от зрителей и мэтров. Вот некоторым мастодонтам профессии, изжившим себя в качестве активных режиссеров и девальвирующим каждым своим новым фильмом свое честное имя, я простить кражи своего личного времени не могу, а только начинающим аниматорам – запросто. Один раз в жизни потратить до 15 минут времени, чтобы выставить субъективную оценку «любо – не любо», я готов. Тем более, что взамен я получаю продукт, вполне интересный для размышлений.

Молодая анимация в этот раз не представляет из себя какой-то серый депрессивный материал, от просмотра которого хочется выпругнуть с палубы теплохода в темные воды безвестности. Фильмы, собранные из совершенно разных школ мира, пленяют именно своими отличиями друг от друга. И депрессии от знакомства с ними нет. Иногда скука, иногда печаль, иногда тяжелые раздумья или полное непонимание смысла – это пожалуйста, но бежать стремглав от экрана не тянет.

Селекционная комиссия в этом году состояла из семи человек. Кроме программных директоров КРОКа Натальи Лукиных и Алика Шпилюка, в нее вошли режиссеры Валентин Телегин, Инга Коржнева, Валентин Ольшванг, Алексей Туркус, а также художник-постановщик Наталья Демидова. Селекционеры решили действовать демократическим путем: если им попадалось неоднозначное кино, которое не получало поддержки всех членов комиссии, то его зачастую пропускали в конкурс, чтоб жюри было из чего выбирать.

В этом году на КРОКе нет информационной программы. Есть только конкурсные показы и ретроспективы членов жюри и мэтров анимации. Так что, при явном демократизме работы селекционной комиссии в конкурс попали работы «информационного» характера. Без них конкурс ничего бы не потерял, а с включением таких работ в себя вызвал упреки в недоброкачественности отбора. При этом, на мой взгляд, на таком фоне намного резче выглядят хорошие и доведенные фильмы. А сам конкурс становится уникальным по своей сути, ведь такого широкого представления мировых школ и новых имен больше нет нигде.

В общем, я нисколько не жалею, что мне придется просмотреть 22 часа разнообразной анимации. Это ведь не так много, если учитывать недельный срок жизни фестиваля.

Лучше дать возможность молодым. Кому – запятнать свое имя. А кому – доказать высокий профессионализм.

Павел Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes