«Известия»: Умка, Муми-тролли, Винни-Пух и все-все-все стали экспонатами

Иногда я поражаюсь работе журналистов. Вот приехал корреспондент на открытие выставки. Не заметил нон-стопа «Прекрасной Люканиды». Не спросил никого из организаторов, почему нет Ежика. Не понял, почему нет «взрослой» анимации, обозвав произведения Атаманова, Хитрука и прочих и эскизные работы как адресованные исключительно «детям». Обозвал Степанцева Степанцовым.

Но я все равно рад тексту. Почему-то. ))

Кстати, напоминаю, что сегодня начинаются творческие посиделки с режиссерами и художниками. Вот через два часа мы с Алексеем Котеночкиным будем обсуждать тайны появления столь популярных героев, как Заяц и Волк из «Ну, погоди!»

Кстати, встречи — бесплатны и свободны. Так что, забесплатно и пообщаться с создателями шедевров можно, и выставку посмотреть.))

В центре дизайна Artplay открылась выставка «Герои анимации». Экспозиция стала частью программы «Большого фестиваля мультфильмов».

Зал уставлен высокими узкими пирамидами из грубого ДСП, на вершине каждой, как на пьедестале, — персонаж знакомого всем мультфильма, будь то Топтыжка, Незнайка, почтальон Печкин, Умка с мамой-медведицей. На стенах – экраны, где в режиме нон-стоп можно увидеть ставшие классическими мультфильмы (дети на удивление мирно занимают очередь за наушниками).

Выставка посвящена столетию русской анимации: ровно век назад Владислав Старевич представил публике фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей» — первый русский мультфильм и по совместительству — первое в мире кукольное кино. Правда, в экспозиции эту десятиминутную немую ленту не найти. Зато показаны более 60 анимационных персонажей чуть помоложе. Все представленные фильмы адресованы детям, а «взрослая» анимация (например, работы Александра Петрова «Моя любовь» и «Старик и море», фильмы Михаила Алдашина и Ивана Максимова) в «историю» по версии организаторов не вошла. Нет на выставке и «Ежика в тумане» Юрия Норштейна.

«Для мультипликации нет ничего недоступного… Все неестественное с точки зрения обычной жизни в мультипликации кажется реальным и вполне убедительным» —  это слова Ивана Иванова-Вано, автора «Конька-Горбунка», «Двенадцати месяцев» и десятков других лент.

Здесь же, на пирамидах, цитаты из повествований о творческой кухне.

Режиссер «Умки» и цикла о Простоквашино Владимир Попов рассказывает: «У нас все начинается с озвучания. Актер голосом, интонациями задает ритм художникам-мультипликаторам». Чтобы войти в роль, актеры гримасничают перед зеркалом, имитируют все действия своих героев. Олег Табаков, например, месяцами вел себя и говорил, как кот Матроскин».

Борис Степанцов, автор дилогии о Малыше и Карлсоне, долго мечтал снять в своей картине Фаину Раневскую. «Да?! Меня один из ваших уже просил сыграть у него корову!» — ответила сперва Раневская на предложение озвучить фрекен Бок, однако потом согласилась. Может быть, благодаря ей «домомучительница» в мультфильме стала не просто «противной и злой теткой», как ее описывает Астрид Линдгрен, а одинокой и по-своему симпатичной женщиной.

Своя «кухня» и в рисовании. Например, на контурных изображениях героев «Рикки-Тикки-Тави» все детали пронумерованы и указано, какого цвета должны быть глаза, волосы, одежда персонажей. Иногда рисунки хранят следы «внутренней дискуссии»: зубы, мол, детям переделайте, пишет на портрете героя режиссер, или: халат на Муми-папу не надевайте. Есть и «бракованные» кадры. Например, несколько эскизов к ленте «Фильм, фильм, фильм» заклеймили: «Слишком мрачно». Интересно, что у мультипликаторов был наготове штемпель с этим приговором: видимо, часто использовали.

В зале можно увидеть не только сами мультфильмы и эскизы и готовые кадры, но и кукол, созданных для съемок в мультфильмах. Удав из «38 попугаев» такой маленький, что трудно представить, какова же была фигурка попугая: 1/38 удава — это уже не фигурка для кукольной анимации, а подкованная блоха нового времени.

Мультипликация на выставке вообще предстает как непростая работа. «Каждый раз, заканчивая фильм, чувствуешь горечь и грусть. И разочарование: нет возможности что-то поправить, даже если уверен, что это нужно сделать» — это слова Владимира Пекаря, режиссера ленты «Баба-Яга против» и многих других. А Федор Хитрук называет своим лучшим фильмом «Топтыжку»: «Кажется, это единственный из моих фильмов, который я смотрю, не дергаясь от желания что-то исправить».

В рамках выставки «Герои анимации» с 1 по 5 ноября пройдут творческие встречи с популярными российскими мультипликаторами: Алексеем Котеночкиным, Андреем Хржановским и др. Выставка продлится до 10 ноября.

Автор: Александра Сопова

Оригинал статьи — на сайте «Известий».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes