Хвостик Иа-Иа

Авторская колонка Елены Кореневой из «Рязанских ведомостей» про ситуацию в российской анимации.

Именинница встречает свой «день варенья» с настроением Ослика Иа-Иа из мультика про Винни-Пуха. Вроде бы ей несут красивый воздушный шарик, на котором она может взлететь к прежним высотам, и полный горшок меда. На деле – и шарик может лопнуть, и меда в горшке на все не хватить. Но главное – найти свой собственный хвост, чтобы вновь обрести уверенность в себе и выйти из длительной депрессии.

Чтобы оценить положение дел, не надо изучать прессу – достаточно взглянуть на афишу рязанских кинотеатров. По моим подсчетам, в нашем городе сейчас 7 кинотеатров с 35 залами. В данный момент идут всего два «мультика». Первый, «Пушистые против зубастых», созданный аниматорами Южной Кореи и США, рассказывает о войне белой коалы с крокодилом. Второй, «Монстры на каникулах» (США), о любви охотника на вампиров к дочери Дракулы.

Тема Дракулы читается и в именах героев другого «мульта», который совсем недавно прошел на экранах наших кинотеатров. Это «Франкенвини» Тима Бертона (США), «милая» история про некоего Франкенштейна, оживившего умершего пса. Короткометражка на эту тему была снята еще в 84-м году, но тот фильм был признан в Америке «неподходящим для детской аудитории».

А где же добрые русские мультфильмы? А нет их в прокате. Американские вариации на тему Франкенштейна с Дракулой наши дети знают лучше, чем Кощея с Бабой-Ягой. Конечно, можно возразить: есть «Смешарики» (там хорошие сценарии), «Маша и Медведь». Но, простите, это не высокохудожественные, а коммерческие проекты. Разве могут нарисованные компьютерные герои сравниться с «живым» мультиком, таким, как «Варежка»?

В июне прошлого года в «Новой газете» было опубликовано письмо аниматоров к Медведеву и Путину «Кого поздравлять с 75-летием, если «Союзмультфильма» уже нет?». Авторы – четверо патриархов мультипликации: Леонид Шварцман, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и Андрей ­Хржановский. Владимир Путин (тогда премьер) встретился с режиссерами и продюсерами.

Было принято несколько решений, в том числе – дополнительно выделить на анимацию в 2011 году 500 млн. руб. В первую очередь – на авторские короткометражки и фильмы для детей. В начале августа 2011-го Фонд кино объявил конкурс на производство мультфильмов, но для сдачи заявок отвел две недели. Ни один авторский фильм финансирования не получил. Фонд кино раздал 335 млн. руб. полнометражным проектам и сериалам. И внеочередной конкурс Минкульта остальные деньги раздал только сериалам и циклам.

В этом году Минкульт и Фонд кино выделили 1,5 миллиарда рублей на анимацию. Госдотации получили 52 фильма: 28 детских, 32 авторских и два полнометражных. Экспертный совет Минкульта определяет хронометраж будущего фильма… по сценарию: что тянет на пять минут, что на десять. Если лента окажется на минуту длиннее или короче, то показывать в кинотеатрах, на фестивалях или на ТВ уже нельзя. За одну минуту анимации Минкульт вправе выделить около 200 тысяч рублей, ни больше, ни меньше. Но, например, на минуту пластилиновой анимации нужно вдвое больше. То есть, кроме господдержки нужно искать и другие средства.

Желающих вложиться в полный метр немного. Исключение – сага о богатырях, которую взрослые полюбили не меньше детей. Премьера новой серии «Три богатыря на дальних берегах» состоится 27 декабря этого года.

Есть у отечественной мультипликации и кадровая проблема. Нет достаточного количества специалистов для создания художественных мультфильмов. Многие уехали за рубеж, молодежь творит только на компьютерах (к слову, техники в столичных вузах, призванных готовить аниматоров, не хватает). Мультипликаторы бьют тревогу: нет школы. Поэтому большой вопрос: какого качества будут мультфильмы, получившие господдержку?

Но еще печальнее другое. Прокат 10-минутных мультфильмов в современном российском кинобизнесе невозможен. Раньше в кинотеатрах с успехом показывали сборники мультфильмов. В Европе такой прокат практикуют до сих пор, но в России об этом почему-то забыли.

А я вспоминаю свое детство. 1 сентября. Коллективный поход наших младших классов в кинотеатр «Юность» (помните такой?). Когда на огромном экране появился смешной Дикобраз с иголками и целый зал хохотал… Этих детских впечатлений не забыть. Хочется, чтобы они были и у нынешних ребят.

Автор: Елена Коренева

Оригинал статьи — на сайте «Рязанских ведомостей».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes