Когда на клетке слона прочтешь «буйвол», и остальные 146% российской статистики

Мария Терещенко об «Исследовании состояния анимационной отрасли», проведенном компанией Movie Research

Я думала, что когда исследование Movie Research будет опубликовано, я напишу злую статью в какое-нибудь солидное издание и расскажу о том, как делаются в России исследования. Но увидев-таки публикацию, поняла, что дело это стало уже слишком личным. А потому – в форме короткой колонки – напишу на анималайфе.

Исследование MR, посвященное российской анимации было представлено на круглом столе «Ассоциации анимационного кино» в середине октября – и еще в виде короткой презентации поразило своей неадекватностью. Результаты противоречили представлениям всех присутствовавших профессионалов о том, что происходит в их отрасли, а стоило вглядеться в мелкие неразборчивые кадры, и обнаруживались уже ошибки, в том числе грубые и смешные.

Чуть позже «Ассоциация анимационного кино» отправила мне на рецензию текст целиком. И в нем нарекание вызвало очень многое.

Приведу несколько забавных примеров, чтобы стало кое-что понятно про это исследование.

— В таблице по большому прокату авторы неправильно указали единицы измерений, поэтому получилось, что в целом российские мультфильмы в 2013-м году посетили всего 210 человек, в прошлом – 5450 человек, а в позапрошлом – 4890 человек.

— Согласно этому исследованию, бюджет сборника «Горы самоцветов» (т. е. 5 эпизодов) составлял 90 млн. рублей (т. е. 3 миллиона долларов)

— Наконец, самым производительным российским режиссером компания MR, как известно, объявила Илью Попова, создавшего за несколько лет что-то больше 200 мультфильмов.

На самом деле проблемы этого исследования были куда глубже и серьезнее.

1)      Объемы анимационного продукта считались по государственному регистру (т. е. грубо говоря, по прокатным), и это давало огромную погрешность, ибо прокатных не было у многих фестивальных фильмов, а также интернет- и телепродукции. Кроме того, исследователи в результате ориентировались на названия юрлиц, выносили в отдельный пункт совместное производство и пр. В результате выходило, что один сериал могли делать разные студии, что студия прекращала свою жизнь, меняя какое-нибудь ООО на какое-нибудь ААА и проч.
Впоследствии эта информация была слегка скорректирована, но очень много погрешностей (выходящих далеко за рамки статистических) осталось. Так, в частности, главным российским анимационным производителем оказалась компания, которая крайне мало кому известна: обогнав «Мельницу» и СКА «Петербург», благодаря большому, низкопробному и как бы даже не вполне анимационному проекту (который просто в прокатном был заявлен как «анимация») эта студия заняла прочное лидирующее положение в исследовании MR.
2)      Выборка по телеканалам была произвольной (точнее говоря, она ориентировалась на данные некоей другой статистической компании, поэтому не включала, например, ТВ-канал «Карусель», из-за этого статистика, например, по русским сериалам на ТВ оказалась вообще нерепрезентативна. И да, мои собственные результаты отличались от тех, что были указаны в исследовании, но тут уж сложно что-то доказать, поскольку я не могла просчитать программу 15 телеканалов за год (взяла маленький период времени) — впрочем, подозреваю, что и они этого не делали, а на прямой мой вопрос ответа не последовало.
3)     Несмотря на то, что таблицы указывают даты исследования «9 месяцев 2013 г.» сентябрь исследователями не засчитывался (я это проверила по многим цифрам), что дало, разумеется, сильно искаженную картину по последнему году
4)     Источники информации указывались далеко не всегда, поэтому даже информацию, которая определенно не совпадала не только с моим опытом, но и с даже минимальными представлениями о здравом смысле проверить было невозможно.
5)     Каждая глава заканчивалась совершенно произвольными выводами, которые даже в цифрах порой расходились с содержанием самой главы.
Примеры можно приводить еще долго — и про общие беды для всего исследования, и про более частные проблемы.
Месяц назад я внимательно прочитала огромный текст, и мои комментарии составили почти 20 страниц «мелким почерком» — про факты, цифры, методы, выводы и пр.

Большинство из моих замечаний учтены не были.

Теперь опубликована финальная версия, в которой уже не сыщешь концов, и не поймешь, что стоит за той или иной цифрой. Впрочем, и сейчас некоторые данные веселят. Например, таблица про анимационных режиссеров. Оказывается, целых 4 российских режиссера сняли за 6 лет более чем по 600 минут (10 часов) анимационного кино каждый (т. е. по полтора часа в год. Возможно, вы знаете их имена?

Бороться с этим документом дальше смысла нет. Поэтому мне остается только призвать своих коллег журналистов не доверять этому исследованию ни в одной цифре и букве. Поверьте, если хоть одна из них и правильная, то это чистой воды случайность и математическая ошибка людей, которые поделив 146% на дни недели случайно вычислили верное количество русских киностудий или батонов колбасы на душу населения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes