Кастрюльки позитива

Теплоход «Александр Радищев», на котором перемещается в пространстве и времени самый плавучий в мире международный фестиваль анимационного кино «Крок», пришвартовался к конечной точке своего путешествия – Ярославлю. Уже в воскресенье вечером будут объявлены лауреаты, а пока можно подвести итоги последней, после студенческих и дипломных работ, номинации смотра.

Первые профессиональные фильмы, снятые вне учебного заведения, редко выделяются в отдельную фестивальную категорию. Зачастую таким фильмам не дают поблажки, и работы молодых режиссеров соревнуются в одном конкурсе с произведениями маститых профессионалов. «Крок» же дает еще один, но уже последний шанс начинающим режиссерам анимации раскрыться в полную силу, соревнуясь лишь с себе подобными. Такой переходный вариант от бассейна-«лягушатника» к настоящей олимпийской дорожке.

Нужно отдать должное молодым режиссерам: их фильмы вполне готовы к прямой конкуренции со «взрослыми» коллегами. Но такое выделение в отдельную категорию вполне имеет право на существование, позволяя детально рассмотреть самостоятельное творчество недавних выпускников киношкол и представить, кто они – будущие мэтры анимации.

Опережая решение жюри, выделю семь анимационных работ из рассматриваемой третьей категории, ставших для меня символами программы.

Сразу скажу, что общее правило великолепного селекционного подбора фильмов в конкурс действует и в отношении первых профессиональных фильмов. Список хороших фильмов отнюдь не ограничивается лишь семью работами и включает в себя ворох талантливых и замечательных картин, как «Обида» Анны Будановой, «Фонгополис» Йоанны Кожух, «Астигматизм» Николая Трошинского или «Болесь» Шпелы Чадеж.

В прошлом очерке с «Крока» я писал, как сложно в пространстве сильного конкурса воспринимать многочисленные работы французских студентов, которые очень хороши, но «сервируются» чересчур похожим образом.

Дыхание киношколы и менторов, ощутимое в дипломных фильмах, напрочь отсутствует в первых профессиональных работах, формально независимых от чьего-либо влияния. Но уровень качества не спрячешь. Из-за этого из семи работ, которые символизируют третий конкурс, пять представляют Францию, и еще по дной – Германию и Голландию.

Фильм «Анатолькина Кастрюлька» (La Petite Casserole d’Anatole) Эрика Моншо рассказывает про мальчика, который талантлив во многих сферах, но всем заметен лишь раздражающий скрежет его кастрюльки, которая непонятно откуда взялась, привязана к нему веревкой, волочится по земле и мешает свободно двигаться. Отличная история про уникальность любой непохожести и позитивных качествах инаковости, будь то ограничения или особенности каждого человека.

Не менее социальна история из фильма «Ба-бах!» (Bang Bang!) Жюльен Бизаро, в котором на 25-летие дочери ее отец дарит конфискованную квартиру. Метафизическое противостояние отца и дочери на фоне охоты, погони и розовой собаки смотрится на одном дыхании и заставляет сопереживать.

Моим кукольным фаворитом среди первых профессиональных фильмов стали «Женские письма» (Lettres de Femmes) Августо Зановелло – история про медбрата Симона, который на полях битв Первой Мировой войны латает раны однополчан любовными письмами женщин, ожидающих своих мужей с поля боя. Пронзительная картина смотрится как историческое повествование реальных событий. Хотя, скорее всего, именно письма любимых женщин и являются самым сильным лекарством от фронтовых ранений.

«Многоножка и жаба» (Mille-Pattes et Crapaud) Анны Хмелевской красочно пересказывает старый сюжет про завистливую жабу, которая решает прибегнуть к духам умерших предков и погубить любимицу всего леса — грациозную Многоножку. Красивый фильм под индийские музыкальные мотивы.

«Прикосновение» (Le Sens du Toucher) Жан-Шарля Мботти Малоло рассказывает про влюбленную пару глухонемых, каждое слово и предложение которых превращается в движение и хореографический этюд. Свидание Клоэ и Луи идет наперекосяк, когда сердобольная девушка приносит с собой пару бездомных котят, и выясняется, что у Луи – аллергия на шерсть.

Оставшиеся две работы – германская «Зебра» (Zebra, режиссер – Юлия Окер) и голландская «Картошка фри» (Pommes Frites, режиссер — Балдер Вестейн) – представляют собой короткие смеховые истории из жизни африканской саванны и одного захолустного городишки в преддверии Хеллоуина. Пусть даже иногда кажется, что жизнь повернулась к тебе темной стороной и пытается угрожать, не стоит отчаиваться. Лучше посмотреть на ситуацию со стороны, и темная полоса сменится на светлую.

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes