В залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией». В экспозиции нашлось место и анимации.
Выставка, посвященная советскому гиперреализму, впервые представляет отечественный вариант интернационального стиля конца 1960-х — начала 1990-х годов. Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм — всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в США, Европе и СССР. Можно сказать, что в контексте событий 1970–1980-х оно утвердилось как стиль холодной войны, поскольку, хотя она и началась гораздо раньше, «шестидесятники» переживали и залечивали травмы Второй мировой.
Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970-х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на «официальное» и «неофициальное». В дальнейшем центры нового течения появились в нескольких союзных республиках.
Как говорится в сопроводительном тексте к выставке, художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии: «Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они сверхнатуралистически воспроизводили объект, в результате чего произведение становилось как бы сфотографированным изображением или изображенной фотографией. Гиперреализм создает нечто существующее над реализмом, представляет статичную оболочку действительности, как в сюрреализме».
Картины на выставке дополнены образцами «слайд-культуры» (слайды — исходники для живописных произведений, слайд-фильмы), фотографическими опытами художников, а также мультипликационными фильмами, в эстетике которых сплавлены гиперреализм и поп-арт.
Главным анимационным фильмом выставки стал «Полигон» Анатолия Петрова. Уникальный мультипликатор в своей работе 1977 года, насыщенной свето-теневыми экспериментами и «фотографизмом» мультипликационной реальности, фактически предвосхитил художественные поиски практически всех художников, причисленных на выставке к адептам советского фотореализма. Высококачественная проекция фильма и отдельные сцены и фазы движения к работам Петрова Петрова, представленные на выставке, заставляют верить в то, что «Полигон» и другие фильмы мастера – «Голубой метеорит», «Чудо» и, в особенности, «И мама меня простит» — стали для гиперреалистов путеводными звездами в творческих исканиях. Хотя, конечно же, каждый из художников приходил к гиперреалистической форме своими особыми путями.
В этом же зале, где транслируется «Полигон», можно посмотреть еще одну работу – «Перевал» Владимира Тарасова (1988). Причем рядом с монитором, на котором показывается мультфильм, размещены графические работы математика Анатолия Фоменко, ставшие художественной основой для анимации. Хоть фоменковские рисунки не имеют отношения к гиперреалистическому стилю, при этом в самом «Перевале» есть отдельные эпизоды, впитавшие в себя эту художественную практику.
На выставке также можно посмотреть другой фильм Владимира Тарасова «Пуговица». В Государственном центральном музее кино хранятся некоторые рабочие материалы к нему, и я думаю, что мы сможем через некоторое время опубликовать их в формате виртуальной интернет-экспозиции.
Анимация отлично легла в залы Третьяковской галереи. И за эту возможность и крайне трепетное отношение к анимационному искусству стоит благодарить кураторов выставки Кирилла Светлякова и Юлию Воротынцеву, а также архитектора экспозиции Алексея Подкидышева. Это уже вторая, после выставки Юрия Нолева-Соболева в Московском музее современного искусства (куратор – Анна Романова), и в целом удачная попытка соединить анимационное кино с художниками современного искусства. Надеюсь на продолжение.
Выставка гиперреализма в Третьяковской гадерее будет идти до 26 июля.
Паша Шведов