Юрий Норштейн: Ассоциация должна поднять престиж анимации

Выступление режиссера-аниматора Юрия Норштейна на первом заседании Ассоциации анимационного кино:

О Федоре Хитруке как почетном президенте Ассоциации: «Нет ни одного человека, у которого бы вообще не было бы любви к Федору Хитруку. Просто мы знаем, как физически ему тяжело, и в этом будет что-то искусственное. Хитрук для нас для всех — это человек, который все равно возглавляет наш клин, все равно является таким абсолютным отцом-основателем. И в этом смысле он им остается и останется. Гораздо большее значение будет иметь то, чтобы смотрели его фильмы и знали, чего они ему стоили».

О самовыражении и самодостаточности: «У меня есть два слова-врага, которые сегодня бытуют в эстетике и разговоре. Это слова «самовыражение» и «самодостаточность». Никогда ранее в мировой эстетике их не было, а сегодня они появились. Я не помню, чтобы у нас на «Союзмультфильме», когда мы были сообществом, бытовали эти слова. Было только одно желание: сделать фильм как можно лучше. Сегодня идет разговор о разделении на авторскую и коммерческую мультипликацию, что вызвано, я понимаю, временем. Но ведь, на самом деле, такого никогда на студии не было. Просто некоторые занимались нестандартной мультипликацией (как это называлось), а в большинстве мультипликация была поточной, и одно ни в коем случае не оскорбляло другое. Наоборот, происходило взаимное обогащение».

Об ассоциации анимационного кино и анимационном сообществе: «Теперь, что это такое — ассоциация. На мой взгляд, дело не в том, какие пункты мы внесем в устав, придумаем, и все прочее. Наверняка, пункты будут умные, они будут хорошо сформулированы… Важны дальнейшая работа и вопросы каждого к самому себе. Не вопросы, что там продюсер-негодяй сделал со мной, он меня не считает за человека, вместо меня садится за стол и вместо меня делает кино. Дело в том, в какой степени мы ставим себе творческие вопросы такой высоты, когда мы находимся уже на уровне невозможности, казалось бы, сделать кино, но мы его делаем, и тогда происходит открытие. Вот в чем дело! Когда мы рассыпаны, возникло огромное количество студий, и каждая студия сама по себе, вот тут и начинается «самодостаточность».

Произошла ужасная вещь, когда мы четверо (Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров — ПШ) написали летом знаменитое письмо (а мы долго над ним трудились), и когда это письмо было опубликовано, то, что произошло, в том числе и в Интернете, показало, кто мы такие. Показало, что мы – не сообщество. Ведь появились тексты, не только в Интернете, но и в газете, что «эти четверо хотят распилить бюджет». Понимаете, как мы пали, куда мы пришли. И вот это мы называем анимационным сообществом?! И в этот момент каждый стал орать: как же так, они «Союзмультфильм» хотят возродить, а мы-то что же?

И сегодняшняя эта гнусная философия, когда каждый старается обойти другого и думает лишь «а этот получил деньги, а этот не получил». Мы все стоим в круге, в центре лежит пачка денег, и вот сейчас старт, и кто-то побежит. Вот чтобы не было этой гадости (про которую мы, на самом деле, не понимаем, что она разрушительно действует на нашу психику), для этого и создаются ассоциации.

Представьте себе, что это, условно говоря, большая в целом киностудия, где мы пересекаемся друг с другом, только в масштабах страны. Когда не происходит такого, что сценарий написали, и нужно за деньгами успеть. Сценарий пихаем, дальше тендеры эти гнусные, оскорбляющие человеческое достоинство. И дальше начинается то, о чем я говорил. Поэтому, самое главное, чтобы мы, наконец, заново стали сообществом. Мы в одиночку не выживем, передохнем. В одиночку мы будем только друг друга подсиживать. Вот, собственно говоря, психологическая основа того, о чем мы сейчас говорим.

Я еще хочу вам сказать. Я затратил огромные усилия на письма, на встречи, на все прочее. Сейчас я скажу парадоксальную вещь, мы об этом говорили с Ильей Поповым. Понимаете, да, мы (Фонд Юрия Норштейна — ПШ) стали одним из учредителей Ассоциации. То есть, вошли в это дело. Но я просто про себя подумал, что я физически не потяну участие в этом деле. Не подумайте сейчас: «Он нас завлек, а сам отошел в сторону». Нет. Лично на мне в студии лежит такая гора дел, какая, я думаю, не лежит ни на одном из сидящих здесь в зале. Потому что мы, может быть, единственная сегодня студия на всю страну, которая сама себя финансово обеспечивает.

Когда начинаются разговоры «моя студия», «моя частная студия», — иди в банк, бери деньги, делай кино, возвращай  в банк деньги, прокатывай кино, получай деньги и делай следующее кино. Вот тогда можно открыть частную студию. А когда государство дает деньги, и ты их берешь и делаешь кино (плохое, хорошее – неважно), получается так, что равны все — и плохие фильмы, и хорошие. Но дело в том, что и те, и другие фильмы в яму падают, в котлован, их никто не видит. Они, в результате, никому не нужны, кроме нас. Разве это было лет тридцать-сорок назад? Почему киностудия «Союзмультфильм» так звучала?

Вот эта ассоциация должна заново этот вопрос прокрутить и поднять престиж анимации. Потому что невозможно, когда канал будет диктовать нам условия. Они заключили договора с иностранными фирмами. Я сейчас не буду говорить о качестве этих фильмов. Но эти фильмы абсолютно перекрыли поток наших фильмов, и это абсолютный абсурд получается.

Я и здесь, и своим товарищам говорил: «Ну давайте, братцы, объединимся!» Я говорил об этом еще Татарскому, потом Эдику Назарову… «Гора самоцветов», сделаны изумительные фильмы, и вся эта Гора свалилась куда-то. А ведь на этой Горе можно было бы печатать и издавать книги.

В этом смысле, как мне кажется, ассоциация тоже необходима. Мы бы могли, объединившись, сделать какой-то торговый центр, куда бы мы могли сдавать наш товар, и это давало бы нам денежный оборот. Это удивительно, но я никогда об этом не думал. Я вообще никогда не предполагал, что во мне есть бизнесмен, но на меня сейчас работает та самая былая слава, по поводу которой мне говорили «Ты делаешь фестивальные фильмы». В результате, фильмы живут, и они продолжают жить, помогают и лично мне, и нашей студии, давая неплохой экономический результат.

Но физически я не смогу в Ассоциации участвовать, потому что я — режиссер, я — мультипликатор, я — художник, и я же занимаюсь еще и продюсерством.

Я не могу никого пригласить вместо себя по очень простой причине: когда мы даже книгами торговали, и у нас были посредники, мы очень проигрывали. Я должен сказать, что сегодняшнее время породило гнусную плеяду людей, которые хватают, хватают только для того, чтобы схватить. И когда мы давали книги посредникам, мы были в минусе.

Сегодня понятие порядочности исчезает. Как мне кажется, эта Ассоциация должна восстановить то, что мы считаем порядочностью. Не эту афишу «Не правда ли, я этого достоин» с серьгой за полтора миллиона, а то самое достоинство и его подлинный смысл. Ассоциация должна создать необходимый психологический климат. Но, я повторяю еще раз, я не смогу в ней участвовать чисто физически, потому что меня не хватает просто даже написать какую-то бумагу, какое-то заявление и даже написать куда-то в министерство. Это от меня отнимает огромные усилия. Я потом не могу нормально сесть и работать. А я хочу сесть и работать!

Но, при этом, я абсолютно не отклоняюсь от этой идеи и буду ее поддерживать всячески. Везде, на всех перекрестках! Спасибо».

/Animalife.Ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes