Анимация как современное искусство

Tusalava | Len Lye

Мне всегда кажется, что анимационное искусство в России недооценивают, четко ассоциируя его лишь с отдельным случаем кинематографии.

Ведь анимационное кино — это синтез многих направлений искусства. Мультфильмы – это отнюдь не только кино, но и музыка, и игра актера, и изобразительное искусство, и субкультура, и социальное явление…

Вот захожу я в парижский Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду (иногда зовущийся просто Бобур) – одну из трех мировых площадок, диктующих моду на современное искусство. Трактовки искусства XX века, сделанные кураторами Центра Помпиду, становятся классическими, художники мечтают попасть в эту музейную коллекцию, а представленность в постоянной экспозиции отражает максимальное признание Творца.

И вот идешь по залам Бобура, и сталкиваешься не только с Ларионовым-Гончаровой, четой Делоне, Бэконом и Ротко. Вот Кандинского и Пикассо разделяет Лен Лай, анимационное произведение которого вполне органично смотрится на фоне соседей. Конструктивизм раскрыт не только Малевичем, но и работами Ханса Рихтера. Где в уголке запрятался Стэн Вандербик.

При этом постоянная экспозиция Центра Помпиду очень ликвидна и подвержена изменениям с учетом других крупных выставочных проектов в Париже, в которых участвует музей. Анимация сейчас хорошо представлена на экспозиции оптического и кинетического искусств в Гран-Пале — флагманской выставочной площадке во французской столице, в которой практически каждое событие становится хитом. Вот и на эту выставку стоят очереди, а внутри – Эггелинг, Рихтер, Руттманн, Макларен, братья Уитни…

Но вернусь обратно в Помпиду. В постоянной экспозиции есть специальный «Зал новых медиа», на компьютерах которого представлена коллекция кинофильмов, записей перформансов, экспериментов в звуке. И в разделе фильмов человек может посмотреть практически все фундаментальные произведения Лена Лая, Мана Рэя, Нормана Макларена, Стэна Брекиджа. Немецких авангардистов. И это не просто склад какого-то видео, а тщательно выверенная экспозиция. Причем, также трансформирующая со временем. В частности, в 2010 году в Зале можно было посмотреть фильм Михаила Цехановского «Пасифик 231». Сейчас этот фильм, входящий в официальную коллекцию Бобура, уступил место в публичной части коллекции другим фильмам. Причем я, зависая в этом Зале, обнаружил для себя много интересного и нового. Будете в Париже – обязательно загляните!

В общем, Центр Помпиду воспринимает анимацию как Искусство, относится к нему соответствующим образом и вполне пропагандирует.

И теперь меня мучает вопрос: знают ли в Московском музее современного искусства о том, кто такой Цехановский?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes