Гордость за «Обиду»

Обида | Анна БудановаМой текст для «Актуальных комментариев«.

На прошлой неделе во французском городке Анси завершился крупнейший в мире анимационный фестиваль. Награды Анси для мультипликаторов – это как покорение Эвереста для альпинистов. Победитель получает всемирное признание и уважение коллег по цеху. Зачастую к этому прилагаются заманчивые предложения со стороны продюсеров и возможность реализации задуманных проектов. 

Удивительно смотреть, как активно многие страны продвигают свою анимацию. Это касается отнюдь не только США и стран Евросоюза, но и Японии, Южной Кореи и Канады, в которых искусство мультипликации поддерживается и усиленно развивается. К ним присоединяются и новые игроки. Статус «анимационных держав» завоевывают Индия, Южная Африка и Китай. Фильмы, созданные на новых территориях, получают широкое распространение во всем мире, при этом не теряя национального колорита и особого обаяния.

Во многом за спецэффектами и анимационными технологиями – будущее всей мировой кинематографии. Уже сейчас видно, как игровое и «рисованное» кино взаимопроникают друг в друга. Диффузия приводит к неотличимости одного от другого.

Может быть, и с этим связана активность многих стран по поддержке своей анимации. Не хочется упустить время.

Россия в бурлящем анимационном море долгое время олицетворяла в лучшем случае «башню из слоновой кости». Когда в начале девяностых годов ко всему российскому во всем мире был особый интерес, досталось внимания и анимации. В Америке и Европе вышли подборки сильнейших творений советских мультипликаторов, а на крупнейших фестивальных площадках наши режиссеры завоевывали престижные призы. Затем былой интерес схлынул. Наша анимация стала олицетворять какие-то старые устои и патриархальные традиции. Причем, обычно такое отношение строилось не на реальном знании фильмов, а на уровне мифа. Российские фильмы практически не достигали зарубежных экранов, что было связано это как с общей нацеленностью нашего кино на отечественного зрителя, так и с неактивностью продюсеров.

Но в последние годы ситуация стала постепенно меняться.

Полтора года назад российские анимационные студии объединились в Ассоциацию анимационного кино. Несмотря на то, что ассоциация возникла фактически с подачи Владимира Путина, который на очередной встрече с мультипликаторами пожурил их за неактивность, сейчас мы имеем вполне активную отраслевую саморегулируемую организацию, отстаивающую интересы всей отрасли и внутри страны, и за рубежом.

К аниматорам начали прислушиваться в Министерстве культуры России, позиция которого сильно влияет на самочувствие создателей мультфильмов. Ведь пока подавляющее большинство произведений создается за государственный счет.

Аниматоры стали приглашаться на заседания, посвященные образованию в киноиндустрии и миру детства. Раньше этого невозможно было себе представить.

Также появилось зарубежное присутствие России на профильных мероприятиях. В том же Анси параллельно с фестивалем проходит кинорынок, на котором достигаются договоренности о копродукции и прокате в разных странах. Долгое время на кинорынке можно было увидеть кого угодно, но только не Россию. Теперь все поменялось: уже второй год подряд многих иностранцев заманивает на свои стенды российский павильон, организованный Ассоциацией анимационного кино. И хотя серьезной пользы от него пока не видно, начало российского присутствия в международном мире анимации положено.

Когда Россия хочет доказать свои успехи на культурном поприще, она выпячивает балет и литературу. Анимация также могла бы стать предметом национальной гордости, но она воспринимается чиновниками и обществом как исключительно «детское» прикладное искусство. Между тем, в России творят настоящие профессионалы своего дела, многих из которых с радостью увидели бы у себя зарубежные студии.

Анимационная молодежь, кстати, уже активно эмигрирует из России в поисках лучшего места применения своих талантов. Слишком много нерешенных проблем еще таит в себе российская реальность.

Хотя постепенно что-то меняется в лучшую сторону. К примеру, анимационные студии ожидает снижение налогового бремени, исполнительная власть пытается решить проблему проката и продвижения российского кино. Надеюсь, что эти инициативы не будут откладываться на будущее, а уже скоро помогут развитию анимационной индустрии.

Возможно, что внимание к мультипликаторам со стороны высоких инстанций повлечет за собой всплеск интереса к теме со стороны журналистов. Пока же тот факт, что вторую по значимости награду фестиваля в Анси – спецприз жюри – завоевала работа Анны Будановой «Обида», остался практически незамеченным на родине.

А ведь это — настоящая причина для гордости.

Павел ШВЕДОВ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes