Сегодня не хочется говорить о политике и проблемах анимационного кино. Давайте лучше посвятим пятницу и выходные высокому искусству.
Когда приезжаешь на фестиваль, то всегда ожидаешь новых открытий и впечатлений. Но не всегда эти ожидания воплощаются предсказуемым образом.
Например, прошедший фестиваль в Анси, несмотря на вал новой мультипликации со всех концов света, произвел неизгладимое впечатление не подборкой иногда слишком скоропортящейся свежести, а лишь одним показом, на который я заглянул практически случайно.
У Анси есть хорошая традиция вручать почетный Кристалл за вклад в профессию. И в этом году лауреатом почетной награды стал польский режиссер Ержи Куча. В рамках смотра прошла ретроспектива его фильмов, подобранная самим режиссером.
Понятно, что на кинофестивалях все журналисты и кинокритики смотрят конкурсные работы и панораму из фильмов, не прошедших селекционную комиссию, но интересных для просмотра. А на ретроспективы или информационные программы обращаешь внимание, лишь если совсем нечего смотреть.
Вот и я окунался с утра до ночи в суп из анимационного свежака, но иногда у меня появлялись лакуны в показах, и в одну из таких лакун я решил пойти на просмотр много раз мной виденных фильмов Кучи. И совершенно не пожалел об этом.
Во-первых, сам Ержи Куча провел отличный конферанс показа и рассказал множество интересных фактов о своей творческой жизни и тех фильмах, которые он снимал. Например, у него спросили, гордится ли он знаменитыми «Рефлексами» 1978 года. Куча в ответ вспомнил, как он снимал первые свои фильмы, но как-то не пользовались популярностью у фестивалей. И тогда к нему подошел сотрудник-редактор студии и попросил снять что-нибудь такое, что соберет награды. Вот Куча и снял кино специально для фестивалей, получил овации, призы и статуэтки, а затем продолжил снимать «свое», а не фестивальное кино.
Заканчивая рассказ, Куча многозначительно подытожил, что не снимать хорошее и фестивальное кино – это две большие разницы, не всегда совпадающие друг с другом.
Во-вторых, показ фильмов мастера шел всерьез – с кинопленки, с реставрированным изображением, с раскрытым и чистым звуком. Для фильмов Кучи очень важна звуковая составляющая. Режиссер фактически ткет атмосферу фильма из звуков, ритмов и изображений.
Самое большое впечатление на меня произвели два фильма – «Парад» 1975 года и «Настройка инструментов» 2000 года.
У Ержи Кучи также спросили, будет ли он создавать полнометражное кино. Он ответил, что все его авторские фильмы являются кусочками большого полного метра, и он просит их именно так рассматривать.
На вопрос о том, какой его самый любимый фильм, Ержи Куча не задумываясь ответил: «Следующий».
При этом режиссер уже практически заканчивает работу над фильмом «Фуга для виолончели, трубы и пейзажа». И надеюсь, что новое кино Кучи никого не оставит равнодушным и будет пересматриваться годами.
А всем нам я желаю почаще пересматривать хорошее старое кино.
Паша Шведов