Министерство культуры отправит опытных российских аниматоров на двухмесячные курсы повышения квалификации. Там их обучат новым компьютерным мультипликационным технологиям, сохраняя «лучшие традиции отечественной художественной анимации».
«Известия» с некоторых пор стали главной газетой страны, в которую из госструктур поставляются все жареные факты про политику и общество. Но и российская анимация также стала желанной темой. Чуть ли не каждую неделю на страницах газеты публикуются красочные новости про запрет хентаев, про товарный знак Ежика и про проблемы госфинансирования.
А теперь художественный руководитель «Союзмультфильма» Станислав Соколов рассказал «Известиям», что именно эта киностудия инициировала создание курсов для мультипликаторов.
Странно, что Соколов прописан как худрук. На студии — тандем из двух художественных руководителей? Или они — взаимозаменяемы?
У министерства студия на грандиозную идею по обучению опытных аниматоров просила порядка 60 млн рублей. Минкультуры выделило 2 млн. Такой суммы едва ли хватит на организацию подобного мероприятия, считает Соколов, тем более если министерство хочет привлечь в качестве учителей настоящих голливудских профессионалов.
Интересно увидеть список имен этих «настоящих голливудских профессионалов». Вдруг они — не очень настоящие?
В техническом задании на проведение курсов записано, что обучать россиян работе в среде специализированного программного обеспечения должны зарубежные специалисты, участвовавшие в разработке и внедрении соответствующего ПО. При этом «искусству анимации» и «художественному решению анимационного фильма» должны научить преподаватели профильных вузов и учреждений дополнительного образования.
Двухмесячные курсы пройдут 15 человек с непрерывным стажем производства мультфильмов не менее пяти лет, работающих с одаренной молодежью или над созданием фильмов, «направленных на воспитание и развитие подрастающего поколения».
— Когда-то в российских вузах готовили так называемых шеф-аниматоров. Они отвечают за характеры в больших проектах. Это лучшие эксперты, на которых все равняются на студии, — говорит Соколов. — Но уже 20 лет таких специалистов не готовят в отечественных учебных заведениях, только на киностудии.
Курсы для художников-аниматоров необходимы, отмечает мультипликатор, часто специалисты владеют не всеми необходимыми навыками профессии. Особо остра ситуация с 3D-анимацией.
— 3D-анимация в России остается на уровне самодеятельности, профессионалов у нас не готовят. Это сказывается на качестве фильмов, оно весьма низкое, — считает Соколов. — Существует разрыв между опытными мультипликаторами, которые не владеют 3D, и молодыми специалистами по 3D, у которых нет опыта старой мультипликационной школы.
Аниматор Константин Бронзит («Известия» смешно прописывают его как оскаровского номинанта за мультфильм «УбоЙная история — любовная история») рассказал , что мультипликаторов в стране практически не готовят, в основном сами студии занимаются их подготовкой.
Предложенные Минкультом курсы — не что иное, как отписка, считает художник-мультипликатор и режиссер анимационного кино Юрий Норштейн. Несколько лет назад Норштейн вместе с коллегами по цеху написал письмо Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой возродить профессиональную подготовку российских мультипликаторов. Однако речь шла не о двухмесячных, а о двухгодичных курсах, где рисованию и мультипликации уделяется не менее 15 часов в неделю.
— Интересно, пойдут ли представители Минкультуры к врачу, обученному по ускоренной программе? — интересуется Норштейн.
Для формирования полноценного художника-мультипликатора, по его мнению, требуются двухгодичные курсы, семь лет практики и последующее обучение.
К тому, что большая часть программы курсов Минкульта будет посвящена компьютерным технологиям, Норштейн относится скептически: мультипликатор прежде всего должен обучаться «на кальке, с карандашом в руках», считает он. Компьютерное обучение второстепенно.
По материалам «Известий».