Танцы с патриотизмом

Открытый российский фестиваль анимационного кино, 2014 год

Обычно пресс-конференции перед открытием Суздальского фестиваля являются рутинными мероприятиями, анонсирующими события внутри смотра. В этот раз на ней были затронуты высокие материи – патриотизм, сказочность, просвещение и радость.

Встреча с журналистами проходила во Владимире, при большом стечении кинокамер. Оргкомитет Суздаля-2014 представляла пиар-директор Виктория Осипова. В пресс-конференции принимали участие режиссеры-аниматоры Леонид Носырев, Розалия Зельма и Ирина Кодюкова, художники-постановщики Аркадий Мелик-Саркисян и Вера Кудрявцева, декан факультета анимации ВГИКа Елена Яременко, вице-губернатор Владимирской области Михаил Колков, а также несколько зарубежных гостей фестиваля.

Казалось, все пройдет мирно, но вдруг уважаемые аниматоры воспользовались высокой трибуной для высказывания своей позиции по вопросу о том, какой должна быть российская анимация. Наверное, сказалось витающее в воздухе волнение от происходящего в общественно-политической жизни страны.

Сначала выступил Леонид Носырев (режиссер фильмов «Тигренок на подсолнухе», «Волшебное кольцо», «Антошка»), выразивший мнение, что Суздальский фестиваль – это территория молодых. Констатировав сложное время для мультипликации, он отметил, что если в профессии не будет молодых творцов, способных «удивлять и поражать», то «вообще ничего не будет».

При этом, для Леонида Викторовича главным мотивом в анимации является сказка. «Даже если в фильмах говорится о современности и современных людях, все равно это – сказка и удивление», — уверен он.

Анимация должна быть не просто сказочной, а патриотичной, выразила уверенность Вера Кудрявцева (художник фильмов «Волшебное кольцо», «Mister Пронька»).

Вера Кудрявцева: «Я очень рада присутствовать на российской земле, потому что это моя любовь, и я сделала много патриотических фильмов. К сожалению, сейчас молодежь даже не знает такого слова – патриотизм. Когда я говорю, что надо выбирать патриотичные темы и играть на наших русских факторах, то, к сожалению, они смотрят куда-то в небо Они в курсе, кто такой Андерсен. Но кто такой Бажов или Лесков, наши русские православные писатели – не знают.

Бытовые фильмы, которые сейчас льются с экрана, смотреть невозможно. Это настолько мучительно, что хочется больше никогда не включать телевизор. Поэтому, дорогая молодежь, пожалуйста, развивайтесь на нашей основе. У нас прекрасная русская земля, очень большая, просто огромная. Очень много традиций. Надо все это вдыхать в себя. Будет гораздо богаче жизнь. И нужно каждый день сочинять сказки».

Речь Веры Дмитриевны стала поворотной в пресс-конференции. Все остальные выступающие развивали пассажи, заявленные Кудрявцевой.

В частности, член жюри фестиваля, художник Аркадий Мелик-Саркисян (художник многих последних фильмов Гарри Бардина) согласился с тем, что в России снимается мало патриотических фильмов. «Сам я их не делал, так уж сложилась судьба. Но стараюсь готовить художников, которые будут их делать. И следующей курсовой работой у нас обязательно будет русская сказка», — отметил он.

Белорусский режиссер Ирина Кодюкова, также входящая в жюри смотра, решила добавить к «серьезному слову» еще одно. Получилась связка «патриотизм и просвещение». «Конечно, лучше всего на свете сказки, и сказки в анимации. Но вот мне кажется, что очень интересные сейчас развивают и просветительские проекты. Это очень хорошая затея – не только развлекать, но еще и просвещать. И анимация это может делать занимательно и в прекрасной форме», — сказала Кодюкова.

Патриотический вектор пресс-конференции привел к тому, что участники встречи стали именовать Суздальский фестиваль не российским (как это прописано в официальном названии), а русским фестивалем. Оговорка, конечно, но характерная.

Розалия Зельма попыталась перевести выявившуюся главную тему на талант создателей анимационного кино. «Я рада, что мои коллеги высказали пожелания, какими должны быть мультфильмы – патриотические или посвященные просвещению. А мне хочется, чтобы мультфильмы были талантливыми», — заявила она. «Любой талантливый фильм и убеждает, и воспитывает, и дает надежду, и радует», — отметила Зельма, подчеркнув «радостную» функцию мультипликации.

Я внимал и пугался. Итогом встречи аниматоров с журналистами могла стать сентенция «анимация должна быть патриотичной, традиционной, просветительской и непременно радовать». Пришлось уточнить, может ли наша анимация быть какой-то иной по своему характеру?

После этого вопроса аниматоры немного смягчили свои показания. Та же Вера Кудрявцева уточнила, что настоящие таланты не похожи друг на друга, фильмы должны быть разными, а упор на патриотизм присутствует лишь из-за того, что про данный фактор часто забывают.

Защитить высокое собрание от «антипатриотичного» напора из журналистской ложи вызвался вице-губернатор Михаил Колков, который посоветовал мне посмотреть фильмы «Первый отряд» и «Порко Россо» как доказывающие многообразность анимации. Проблема – лишь в том, что «Первый отряд», пусть и являясь фэнтези про советских пионеров-героев, был полностью полностью создан в Японии. А студия Ghibli, на которой великий Хаяо Миядзаки создал «Порко Россо», еще пока не провела свободный референдум и не присоединена к «Союзмультфильму».

На мой взгляд, аниматор, создавая настоящее произведение, вообще не должен задумываться о патриотичности. Это качество может проявиться в кино лишь само собой, через дальнейшее соприкосновение со зрителем.

Например, для меня настоящим патриотическим фильмом является «Сказка сказок» Юрия Норштейна. При этом сам режиссер совершенно не задумывался о патриотизме, создавая свой шедевр.

Такое правило относится практически ко всем настоящим фильмам, в которых зритель может ощущать какие-либо патриотические ноты.

Анимация, как и кинематограф в принципе, сильна объединяющим началом, а не упрочением системы «свой-чужой». В мире и так много преград, чтобы придумывать новые.

Тем временем, Суздальский фестиваль подходит к своему экватору. Конкурсные показы изобилуют сказками, дидактикой и просвещением. Но не только. Разнообразие стилей и многожанровость не меньше влияет на рождение и укрепление чувства гордости за нашу анимацию.

Цветущая сложность — это к нам!

Паша Шведов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

, , , , ,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes