Фабрика слез

Авторская колонка Анатолия Прохорова в журнале «Профиль»

Удастся ли возродить некогда славный «Союзмультфильм»? И какой должна быть современная российская студия по производству анимационного кино?

Сегодня, по прошествии многих лет, советская студия «Союзмультфильм» представляется нам эдаким анимационным «Газпромом» — огромным концерном, производившим замечательные мультфильмы. Это не совсем так. «Концерн» на самом деле всегда был ручной мануфактурой. Вместе с историками кино мы подсчитали, что лишь порядка 20% продукции, выпущенной за все время существования студии, можно отнести к классике или хотя бы качественной мультипликации: «Снежная королева», «Винни-Пух», «Чудеса в решете», «Чебурашка», «Волшебник Изумрудного города», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и другие. Остальные 80% — не слишком выдающиеся мультики про шагающую пионерию и котят, которые время от времени говорили «гав». Что касается количества, то и здесь истории об индустриальном величии «Союзмультфильма» — это миф. Как все происходило в советское время? Режиссер брался за 10-минутный проект и делал его около года. Затем приходил снова и опять предлагал свои услуги на год, получая бюджетные деньги. Сегодня в таком темпе работать уже нельзя, если мы хотим претендовать хоть на что-то.

Короче, замечательный советский анимационный «Газпром» в известные времена рухнул, как рухнет, наверное, когда-нибудь и большой «Газпром». И от студии осталось одно название. Долгое время Минкульт выполнял по отношению к мастерам анимации функции собеса: выплачивал мизерные зарплаты всем работникам отрасли (их, к слову, было не так много — всего пара тысяч человек). Контора, возникшая на развалинах «Союзмультфильма» (ее возглавлял Александр Голутва), сделала шикарный ремонт в нескольких помещениях, а все остальное оставила в полном запустении.

И вот на прошлой неделе стало известно, что государство выделило «Союзмультфильму» 60 млн рублей — первый из запланированных траншей на восстановление когда-то великой студии. Деньги выделены под честное слово и честное имя Юрия Норштейна (а подо что еще можно было бы выделить деньги?!). Конечно, никто не ждет, что «Союзмультфильм» за несколько месяцев превратится в могучего производителя анимационного кино, но с чего-то нужно начинать. И возникает законный вопрос: с чего? На что пойдут эти средства — на очередной косметический ремонт помещений или на иные цели? Что я имею в виду под «иными целями»? Первое: запустить ряд мультипликационных проектов нового поколения — по содержанию, по эстетике, по динамике. В общем, направленных на современных детей. Надо начать писать сценарии, делать предпродакшн и готовить новых режиссеров. Ведь ВГИК выпускает авторов, делающих артхаусные, фестивальные мультфильмы, но отнюдь не зрительское кино. Мы в своей питерской студии практически с нуля обучали режиссеров, способных в нормальном темпе и качественно снимать серии «Смешариков». А вот уже на остальные деньги необходимо закупить минимальный набор оборудования — компьютеры. Стоят они не так дорого. Совсем не обязательно приобретать голливудские панели, с помощью которых создаются анимационные голливудские блокбастеры от «Истории игрушек» до «Тачек-2». Спасение «Союзмультфильма», на мой взгляд, заключается именно в такой стратегии.

Нельзя замыкаться на старых авторах, которых я люблю и уважаю, но которые совершенно не готовы работать в новых реалиях. Вроде бы эта стратегия была услышана и принята и Андреем Хржановским, и Юрием Норштейном, и другими уважаемыми авторами старшего поколения. Более того, «Союзмультфильму» уже предложен ряд проектов, отвечающих современным требованиям. Но решение принимает персонально директор студии Николай Маковский, и что он решит, никто не знает. Про него все говорят, что он человек кристально честный и весьма мудрый. А вдруг он скажет: нет, мол, ребята, есть заслуженные мастера пенсионного возраста, вот пусть они и работают дальше, как привыкли еще в Советском Союзе. Его нельзя ни в чем упрекать. Ему досталось совершенно «разбомбленное» предприятие, и для того, чтобы восстановить его за пять-семь лет, надо быть кем-то вроде Людвига Эрхарда, одного из отцов немецкого экономического чуда, или Дэн Сяопина. А это не каждому по плечу.

По большому счету, именно сейчас у экспертного сообщества наконец возникли надежды на возрождение «Союзмультфильма», на превращение студии в бренд, индустриальную фабрику по производству качественных мультфильмов нового времени.

Автор: Анатолий ПРОХОРОВ

Первоисточник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes