100 лет Борису Дежкину

19 августа 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Петровича Дежкина — легендарного аниматора и режиссера киностудии «Союзмультфильм». Музей кино, в котором я имею честь работать, обладает богатейшим архивом мультипликатора, и в честь юбилея мы решили на сайте Музея кино и в рубрике «Музей кино» на Анималайфе опубликовать кусочек графического наследия Дежкина, сопровождая его текстом Георгия Бородина.

Борис Дежкин

Борис Дежкин

Борис Петрович Дёжкин (1914-1992) – величайший из советских художников-мультипликаторов, признанный гением при жизни. Он пришёл в отечественную анимацию одновременно с появлением в ней профессии художника-мультипликатора, в 1934 году. Под его влиянием прямо или опосредованно формировались все представители этой специальности на «Союзмультфильме» в 1930-80-е гг., на совместной работе с Б.П.Дёжкиным выросла целая плеяда блестящих мастеров мультипликата. Кто-то из них долгое время работал персональным фазовщиком Дёжкина, фактически – ассистентом (М.А.Купрач, В.И.Пекарь), кто-то учился у него на курсах мультипликаторов и позже проходил практику в его группе (В.М.Котёночкин, В.С.Долгих, А.А.Петров, В.П.Колесникова, В.Д.Арсентьев и мн.др.). Фактически Дёжкин – ключевая фигура, давшая стартовый толчок для развития советской школы рисованного движения.

Обложка тетради Бориса Дежкина с рабочими материалами для книги. Из фондов Государственного центрального музея кино

Обложка тетради Бориса Дежкина с рабочими материалами для книги. Из фондов Государственного центрального музея кино

Дёжкин закончил первые в СССР специализированные курсы художников-мультипликаторов, созданные при московском Доме Печати. Очевидно, их организация была направлена на формирование штата будущей «Смирновской студии» (Экспериментальной мультмастерской при Научно-исследовательском секторе ГИКа), с которой ведёт отсчёт процесс индустриализации мультипликационного производства в Советском Союзе. Его наставником был блистательный график А.А.Радаков, сразу выделивший Дёжкина среди других учеников. Впоследствии Радаков неоднократно подчёркивал исключительность Дёжкина как мультипликатора в предвоенной прессе. После двух лет работы на «Смирновской студии», «Мосфильме» и «Мультстудии при ГУКФ» (1934-36) Дёжкин вместе с другими художниками рисованного кино попадает на вновь созданный «Союзмультфильм».

Алексей Радаков. Портрет Бориса Дежкина. 1940. Из фондов Государственного центрального музея кино

Алексей Радаков. Портрет Бориса Дежкина. 1940. Из фондов Государственного центрального музея кино

Приход Дёжкина в мультипликацию совпал с появлением в ней множества ярчайших фигур мультипликаторов первого, довоенного «призыва» — Г.М.Козлова, Б.Я.Титова, Л.Бредиса, Л.А.Резцовой, Ф.Г.Епифановой (на долгие годы ставшей женой Дёжкина), Д.П.Белова, Г.Ф.Филиппова, Л.В.Позднеева, Н.П.Фёдорова, Л.Н.Попова, Ф.С.Хитрука, М.А.Ботова, Р.В.Давыдова и других. Однако даже среди этой плеяды легендарных имён Б.П.Дёжкин стоял особняком. У него раньше многих других начала формироваться собственная пластическая манера, ставшая позже основой «дёжкинской школы» мультипликата, а со временем выросшая в самобытную «пластическую философию». Если в фильмах 1930-х годов мультипликат Дёжкина атрибутируется, как правило, приблизительно и по косвенным признакам, то уже в 1940-е гг. его рука опознаётся безошибочно. В этот период Б.П.Дёжкин работал в альянсе с Геннадием Флегонтовичем Филипповым, чья манера была весьма близка дёжкинской, и с кем они долгое время составляли «единое целое», однако даже в их совместных режиссёрских работах мультипликат Дёжкина всё же выделяется.

Режиссёры «Союзмультфильма» быстро осознали исключительность дёжкинских способностей и поняли, что они требуют специфического материала. Уже в предвоенные годы стало ясно, что и этого мало: дёжкинская пластика настолько своеобразна, что требует обособленности, отдельного «пространства» внутри фильма. Поэтому Дёжкину, как правило, поручались целые эпизоды, причём – автономные, выделяющиеся в структуре картины наподобие интермедий или дивертисментов. По характеру это были концертно-пластические номера либо динамические трюковые эпизоды «цирковой» окраски (погони, поединки и проч.). Именно эти направления позже станут основными в режиссёрской деятельности Дёжкина, определив её жанровую специфику (спортивный фильм, фильм-концерт). Кроме того, уже тогда проявилось тяготение Дёжкина к гротеску и сатире, которая стала третьим жанровым направлением его режиссуры.

Если в 1940-е годы (особенно в их середине) талант Дёжкина-мультипликатора получил возможность для полного раскрытия, то в период эклерного «натурализма» материал для проявления его способностей находился с трудом. Отдушинами часто становились сцены с персонажами-игрушками либо фантастическими героями (например, Чёртом в «Ночи перед Рождеством»). В некоторых фильмах того времени дёжкинская самобытность настолько подавлена и поглощена общепринятой эстетикой, что выделить его сцены не представляется возможным. Отталкивающееся от диснеевских образцов дёжкинское мастерство не могло не оказаться под ударом в период «борьбы с диснеевщиной», одной из жертв которой он едва не стал. К счастью, запрета на профессию удалось избежать, но возможности для самовыражения в этот период были крайне ограничены.

Борис Дежкин. Страница из блокнота "О мультипликации". Из фондов Государственного центрального музея кино

Борис Дежкин. Страница из блокнота «О мультипликации». Из фондов Государственного центрального музея кино

Однако даже с учётом всех особенностей использования дёжкинского мастерства его мультипликат всегда бывал настолько экспрессивнее и организованнее общей пластической ткани фильма, что зачастую угрожал цельности картины, «перевешивая» остальные эпизоды, вырываясь из общего течения повествования. Было ясно, что дёжкинская пластическая школа требует пространства, где бы она могла полностью доминировать. Это с неизбежностью привело Дёжкина к необходимости самостоятельной режиссёрской работы. На этом пути Дёжкин пришёл к созданию особой, не имевшей аналогов в отечественной мультипликации формы рисованной хореографии, однако случилось это не сразу.

Георгий БОРОДИН

Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes