Погружение в норвежскую анимацию

huset-paa-kampen-huska

18 августа в 20 часов в московской галерее «Солянка ВПА» состоится ретроспективный показ норвежской анимации XX века. Будучи не самой значимой на европейской мультипликационной карте, Норвегия, тем не менее, смогла создать вполне интересную и самобытную историю анимации. И показ в Москве окажется редкой возможностью познакомиться с избранными анимационными фильмами этой северной страны. 

Программа получилась разнообразной — от ранних немых черно-белых экспериментов вплоть до работы уже классика норвежской анимации Петра Сапегина «Однажды человек купил дом».

Как и во многих других странах, первые норвежские аниматоры вышли из среды карикатуристов. Одним из первопроходцев стал Сверре Халворсен, который снял в 1913 году одноминутную работу «Роальд Амундсен на Северном полюсе» — еще пока протоанимационное основанное на скетчах произведение.

А вот созданный в 1917 году фольклорный «Дьявол в орехе» режиссера Ола Корнелиуса закрепился в истории анимации как первый полноценно анимационный фильм.

Из ранней анимации, созданной до Второй мировой войны, в программу показа также вошел фильм «Беглец» Виктора Бергхаля и Оттара Гладведта. 1927 год – время создания «Беглеца» — ознаменовал собой расцвет норвежской прикладной анимации. Но вскоре норвежский рынок будет полностью захвачен зарубежной продукцией, и авторская анимация заново появится в стране лишь в послевоенное время.

В 1948 году был создан фильм «Тим и Тоффе» (не вошел в программу) — дебютная работа одного из самых известных норвежских кукольных аниматоров Иво Каприно. Позже, в 1950 году Каприно создал «Музыку на чердаке» — сказку про непослушных детей, которые устраивают настоящую какофонию, распугивая покупателей музыкального магазинчика, до тех пор, пока не попадают на волшебный концерт старых инструментов на чердаке.

Настоящий взлет норвежской анимации начался в 1970-е годы и продолжается и поныне. При поддержке правительства страны снимаются фильмы в разных технологиях и стилях. В программу показа вошли и сатирическая история про человека, нашедшего золотую монету («Червонец», реж. Трюгве Расмуссен, 1971) и очаровательный этюд про девочку-фантазерку, которая отправляется в музей, чтобы найти лошадь для своего нарисованного друга («Что нам делать с маленькой Джилл?», реж. Кине Ауне, 1987). В фильме «Фьють» (1983) режиссер Тор Сивертсен буквально в полторы минуты уложил всю человеческую жизнь, а в созданном с помощью цейтраферной съемки фильме «Год вдоль заброшенной дороги» (реж. Мортен Скаллеруд, 1991) за 12 минут под музыку Яна Гарбарека проходит год наблюдений за природой и жизнью норвежской глубинки.

И, наконец, «Однажды человек купил дом» (1998) нашего бывшего соотечественника Петра Сапегина, который после этого фильма прославился на весь мир. История одной любви – нечаянной, удивительной, невозможной, именно такой, какой и бывает настоящая любовь.

Самым новым фильмом показа является «Сосиска» Ивара Рёднингена (2000). Но норвежская анимация на этом в галерее «Солянска ВПА» не заканивается. Сам показ 18 августа является спецмероприятием выставки молодой и новой анимации «Потолок», в рамках которой норвежской мультипликации посвящен отдельный зал.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes