«Новый гулливер» Александра Птушко

Обнародование проекта списка 100 фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра на факультативных занятиях в школах, напомнило о важной картине для российской анимации — «Новом Гулливере» Александра Лукича Птушко. Удивительный для своего времени фильм. Не утративший интереса и для современного зрителя.

Сами российскими аниматорами он несколько забыт. Показательно, что в «золотой сотне российской анимации», составленной в начале прошлого года по итогам опроса мультипликаторов, фильм Птушко попал на 170-е места.

Так что если в минкультовский перечень для школ это кино и прошло благодаря чьим-то стараниям, то точно стараниям кинематографистов, а не аниматоров. Ведь Александр Птушко плодотворно работал как в анимации, так и в игровом кино.

Хотя, на мой вкус, это кино – не для школьного списка. Оно чересчур умное. Как сказали бы сегодня, арт-хаусное. В нем сокрыто огромное количество «штучек», интересных для понимания культуры и жизни 1930-х годов.

Работа над «Новым Гулливером» шла практически два года и завершилась в 1935 году. Этот фильм является первым в мире кукольным полнометражным фильмом. Но даже без этого статуса картина обязательно бы вошла в историю мировой кукольной анимации.

«Двадцать один месяц напряженной работы большого, сложного коллектива и непрестанной борьбы за темпы и качество не должно бесследно пройти для советской мультипликации. Весь огромный практический опыт, накопленный нами по всем разделам этой работы, должен стать достоянием не только членов нашего коллектива, но и всех желающих серьезно заниматься делом объемной мультипликации», — говорил Путшко через несколько лет после завершения «Нового Гулливера». И он был прав: любая крупная зарубежная монография по истории анимации уделяет особое внимание этому безусловному артефакту мировой культуры.

Я до сих пор не могу поверить, что в кукольном фильме могут сниматься до трех тысяч кукол. А в «Новом Гулливере» есть массовки из полутора тысяч кукол на одном объекте. Причем это не статисты, а рабочие куклы. Для того, чтобы двигать этой оравой, творческая группа фильма придумывала множество технических ухищрений. Во время съемочного периода закладывались основные правила и принципы, которые легли в основу теории кукольного фильма. К примеру, выяснилось, что движения кукол и жесты не должны слепо повторять движений живых людей, а должны лишь синтезировать их. Стало понятно, что в движениях необходима четкость и насыщенность, а «суетливость» куклы лишь все губит.

Кстати, нужно отметить примечательную особенность самого режиссера. Александр Лукич был не только блестящим новатором и экспериментатором. Он еще и не хранил в секрете свои ноу-хау и с готовностью делился ими с другими кинематографистами. Его активности в публикациях позавидует любой другой советский или российский аниматор. С легкой руки Птушко в СССР за несколько лет вышло огромное количество по теории и практике анимации, и такая интенсивность издания анимационной литературы в нашей стране больше никогда не повторялась.

Иван Иванов-Вано, вспоминая в своих мемуарах про Птушко, отмечает, что «по одаренности, изобретательности и мастерству его можно сравнить с Владиславом Старевичем». «Но, в отличие от Старевича, он не держал в секрете своих изобретений, напротив, щедро и весело передавал свой опыт другим художникам. Конструкции его кукол были настолько значительны и совершенны, что, по признанию Иржи Трнки, широко использовались чешскими мультипликаторами при постановке кукольных фильмов», — вспоминает он.

Фильм Александра Лукича Птушко «Новый Гулливер» — это настоящий шедевр мирового кино. И если вы любите анимацию, то обязательно посмотрите фильм. Его сатира, сарказм и новое прочтение свифтовской истории, уверен, вас увлекут.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

,

Powered by WordPress. Designed by Woo Themes